ыук

Это сказано и сделано врагами Израиля. Но ты разумей и тех, кто внушает делать зло. Израиль значит – видящий Бога (Златоуст).

6 Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша:

Бог признает совершенным против Него Самого то, что делается против верующих в Него, поэтому их замыслы называет замыслами против Бога (Златоуст).

7 Селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне,

8 Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире.

Селения Идумейска населяли идумеи, потомки Исава, называвшегося еще Едомом, по причине огневидности (красноватости) его тела; а исмаилите были потомками Измаила, рожденного от Авраама и рабыни его Агари. Моавом назывался народ, происходивший от Моава, сына Лотова; а агарянами считались все, рожденные от Агари. Ибо Агарь, после изгнания ее Авраамом, вышла за другого мужа. Геваляне – это племена, жившие по соседству с Идумеей. Аммонитяне происходили от Аммона, сына Лотова, а амаликитяне происходили от Амалика, потомка Исавова, обитавшего в Аравии, отдельно от страны Иудейской. Перечислением всех этих родственных нечестивых племен Пророк показывает, что первыми врагами обычно бывают домашние, т.е. родственники, как говорил об этом и Христос (см. Мф. 10, 36). Вот почему иноплеменников Пророк поставил на последнем месте (Златоуст, Феодорит).

9 Ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым.

Не с иноплеменниками Тира, но с родственными народами иудеи начали войну; и не по собственному почину, а по подстрекательству именно родственников восстали другие народы, в том числе и сильное племя ассурян, т.е. ассирийцев. Итак, берегись внутренних врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не полагайся на родственников, потому что они часто превращаются во врагов (Златоуст).

10 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове.

11 Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.

Мадиам, Сисара и Иавим были военноначальниками иноплеменных войск, воевавших против израильтян в потоце Киссове и Аендоре. Эти войска чудесным образом были истреблены почти безоружными отрядами израильтян, под предводительством Гедеона и Барака. Поэтому с признательностью вспоминая прежние благодеяния, когда гордость и высокомерие врагов были низложены до такой степени, что их считали ничтожными, Пророк испрашивает верным той же помощи (Златоуст, Феодорит).

12 Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их.

13 Иже реша: да наследим себе святилише Божие.

Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон, водимый благодатию Божией, и молится, чтобы начальники врагов (князи их), мечтающие сделать святилище Божие своим достоянием, подверглись той же участи. А враги, как злые, зло и погибли (Златоуст, Афанасий, Феодорит).