ыук

Не с иноплеменниками Тира, но с родственными народами иудеи начали войну; и не по собственному почину, а по подстрекательству именно родственников восстали другие народы, в том числе и сильное племя ассурян, т.е. ассирийцев. Итак, берегись внутренних врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не полагайся на родственников, потому что они часто превращаются во врагов (Златоуст).

10 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове.

11 Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.

Мадиам, Сисара и Иавим были военноначальниками иноплеменных войск, воевавших против израильтян в потоце Киссове и Аендоре. Эти войска чудесным образом были истреблены почти безоружными отрядами израильтян, под предводительством Гедеона и Барака. Поэтому с признательностью вспоминая прежние благодеяния, когда гордость и высокомерие врагов были низложены до такой степени, что их считали ничтожными, Пророк испрашивает верным той же помощи (Златоуст, Феодорит).

12 Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их.

13 Иже реша: да наследим себе святилише Божие.

Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон, водимый благодатию Божией, и молится, чтобы начальники врагов (князи их), мечтающие сделать святилище Божие своим достоянием, подверглись той же участи. А враги, как злые, зло и погибли (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

14 Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра.

Просит Пророк, чтобы Бог попустил на них напасти всякого рода и окружил их непрерывными бедствиями, чтобы они вращались от непрестанных переворотов, как вращается коло (колесо)... (Феодорит).

15 Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы:

16 Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я.

17 Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи.

Пророк своей молитвой желает врагам пользы, а не вреда. Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они подвергнутся стыду и безчестию за то, что по полагались на пустые вещи. И после такой перемены они взыщут Господа, предпочитая общение с Ним всему прочему (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

18 Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут.

19 И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли.

А о тех грешниках, которые, утратив благочестие, не обращаются к Богу, Пророк так и говорит, что они постыдятся и посрамятся на Страшном суде и познают истинного Бога Христа Господа, но уже не вовремя (Златоуст).

1 В конец, о точилех, сыном

Кореовым, псалом 83

Псалом написан Давидом и передан сынам Кореовым, которые, подобно Асафу, были псалмопевцами и пели его под звуки псалтирей. Точилами именует Церкви, потому что в них духовный виноград приносит плод свой. Содержатся в псалме скорби, беды и страдания верных, Христа ради терпящих и кровь свою точащих; которые вседушно желают из этой плачевной юдоли переселиться в Церковь Небесную, юже водрузи Господь, а не человек (Евр. 8, 2) (Златоуст, Феодорит).

2 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил.

Каждое слово в псалме воспламеняет сердце божественною любовью; селения Божии (Церкви святые) называет возлюбленными; к ним-то и стремится всякая боголюбивая душа. Такие селения вожделенны для Господа, потому что Сам Он в них обитает; такие селения вожделенны и для нас, ибо чрез них мы освящаемся и соделываем себя Храмом Божиим: Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14). Подлинно блаженна и счастлива такая душа, которая уязвлена любовью к Нему и желает столь прекрасного мысленного и таинственного единения с Ним, по нетленному союзу общения во святыне (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).