ыук

Давид умоляет Бога, чтобы Он сподоблял всегда собственного Своего попечения всякого верного человека, которого называет лицем Христа (Феодорит).

11 Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.

Так был достолюбезен храм Божий Пророку, что желал лучше быть в нем поверженным на помост и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих беззаконно. Всякое место и всякий дом, в сравнении с домом Божиим есть селение грешников, потому что, хотя там и бывают молитвы и моления, но неизбежно бывают также и раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах... Дела необходимы, но и они неизвинительны, когда призывает Бог, потому что все необходимое для нас ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом забота о прочем... Церковь и все совершающееся в ней есть духовная баня, теплотою Духа очищающая всякую нечистоту (Феодорит, Златоуст).

12 Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст: Господь не лишит благих, ходящих незлобием.

Если хочешь получить милость, оказывай милосердие сам. Истинная милость тогда и бывает, когда оказывается виновным; милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили. Бог дает благодать Свою просящим у Него. Итак, прошу вас, взывайте к Нему день и ночь, чтобы Он и вам явил Свою благость, чтобы открыл, что благоугодно Его святой воле. Упражняющиеся в незлобии не лишатся благих дарований; но соразмерно воздержанию получат и венцы: ибо каждый по своему труду получит особенную награду (Златоуст, Антоний В., Исихий).

13 Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.

Блажен человек, который всякой надежде мира предпочитает надежду на Бога (Златоуст).

1 В конец, сыном Кореовым, псалом 84

Справедливо надписан псалом в конец, потому что в нем по божественному откровению Духа Пророк говорит о тайнах, совершенных в конце веков и являющихся поистине победой над диаволом. Псалом предвозвещает и возвращение иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной; потому что в том, что было с Израилем, Бог предызобразил спасение всех человеков (Златоуст, Феодорит).

2 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль.

Благоволил Господь низпослать Свои блага земле и исполнению ея (Пс. 28, 1) вследствие послушания Нового Адама – Христа, отменив Свое древнее проклятие (Быт. 3, 19) за ослушание первого Адама. Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод. Под Иаковом разумеет народ христианский (Феодорит, Афанасий).

3 Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.

Это – благоволение Его к нам: все грехи и беззакония наши покрыл Он Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами (Златоуст).

4 Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.