ыук

1 В конец, сыном Кореовым, псалом 84

Справедливо надписан псалом в конец, потому что в нем по божественному откровению Духа Пророк говорит о тайнах, совершенных в конце веков и являющихся поистине победой над диаволом. Псалом предвозвещает и возвращение иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной; потому что в том, что было с Израилем, Бог предызобразил спасение всех человеков (Златоуст, Феодорит).

2 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль.

Благоволил Господь низпослать Свои блага земле и исполнению ея (Пс. 28, 1) вследствие послушания Нового Адама – Христа, отменив Свое древнее проклятие (Быт. 3, 19) за ослушание первого Адама. Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод. Под Иаковом разумеет народ христианский (Феодорит, Афанасий).

3 Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.

Это – благоволение Его к нам: все грехи и беззакония наши покрыл Он Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами (Златоуст).

4 Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.

Псалмопевец, по свойственному пророкам обычаю, излагает будущее как настоящее, показывая, что Бог отвратится от гнева и приклонится к милосердию (Златоуст).

5 Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас.

 6 Еда во веки прогневаешися на ны; или простреши гнев Твой от рода в род;

Гнев и ярость у Бога не страсти, а угроза, служащая к нашей пользе. Поэтому, если мы исправляемся, то и Он отвращается от гнева и находит множество путей для нашего спасения, за что справедливо и называется Богом спасений (Златоуст).

7 Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.

Когда Бог принес Себя за нас, то в Себе Самом совершил наше обращение. Богом совершается обращение наше от порока и оживление к добродетели (Златоуст).

8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам.

Как пророк, псалмопевец возвестил будущее, и как раб снова просит, чтобы явился людям Христос; ибо Его называет милостью Божией и спасением Божиим (Златоуст).

9 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему.

Пророк, окончив молитву, в безмолвии ожидает ответа. И человеколюбивый Христос произносит определение мира покаявшимся и обратившим свой помысл к Богу. Кто со всем усердием хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь Законоположителя ее, Христа, Который таинственно будет ему изрекать свою волю. Услышу, что речет о мне Господь Бог, – говорит Давид, указывая таинственно на это (Афанасий, Феодорит, Исихий).

10 Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу.

Пророк узнает от Бога, что Он готов спасти всех тех, которые возлюбят страх Божий и за это вселятся в славе Его (Афанасий).

11 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.

Пророк указывает на единение божества и человечества, что они облобызастася. Ибо Бог Слово не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. Христос есть Истина (Ин. 14, 6). Правда и мир облобызастася ради Истины, воссиявшей миру от Приснодевы Марии (Златоуст, Афанасий).