ыук

12 Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче.

Истина воплотилась (от земли воссия) и Бог Слово стал истинным Человеком; Правда – Бог Отец с небесе приниче, на освященную Боговоплощением землю. После соединения истина и правда уже не разделяются, почему и Христос в Писании называется то Истиной, то Правдой. Итак, высшее небесное примирено с низшим и земным (Златоуст).

13 Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.

Давид предсказывает, что Господь Бог Отец даст людям Сына Своего, Который есть благость. Земля – Пресвятая Богородица, плод Ея – Христос. Так в образовании таинства Христа действовали и Бог и земля. Но божество идет впереди человечества. Когда Истина – Христос воссияет в земле (душе человеческой), тогда эта мысленная земля принесет Владыке духовный плод Свой (Златоуст, Афанасий).

14 Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Это предсказание о спасении всего человечества. Ибо Христос, действуя по правде, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели для нас явным. Сам Он шествовал путем правды и стал для нас путем, как Сам и сказал: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6) (Феодорит).

КАФИСМА ДВЕНАДЦАТАЯ

Молитва Давиду, 85

Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы Пророк уступил петь Асафу и сынам Кореовым, а молитву воспевает Богу Сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей; прося, чтобы удостоиться спасения Божиею благодатию. Давид, находясь в скорби и гонении от людей гордых, умоляет Господа о помощи. Разумеется же и молитва Иисуса Христа к Богу Отцу во время преследования Его озлобленными иудеями (Златоуст, Афанасий).

1 Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз.

Молящемуся, чтобы быть услышанным, великим пособием служит смиренномудрие. Праведник не взирает на богатство своих добродетелей, но имеет в виду всегда убожество своей природы. Ибо подлинно беден (нищ и убог) всякий человек вследствие греха. Поэтому Пророк и просит Бога придти как богатого к бедным, как врача к больным (Златоуст, Афанасий).

2 Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.

Человек за смиренное признание своей бедности становится преподобным. Слова Пророка достойны склонить милосердие Владыки, так как Господь никогда не отвергает раба Своего, который на Него уповает, но принимает его ради той надежды, которую возлагает на Него, хотя бы раб этот и имел другие недостатки (Златоуст).

3 Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день.