Creations, Volume 3, Book 1

на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19).

Слово "надлежит" не должно понимать в этом тексте в смысле какой-нибудь необходимости; но это просто предсказание, делаемое апостолом. Греческое слово iva в тексте указывает не на причину, а на самое событие. - В этом месте ап. Павел говорит не об ересях в собственном смысле этого слова, а о разномыслиях, которые под влиянием гордости происходили между богатыми и бедными в Коринфе. - Описание христианской вечери любви в первые времена церкви. - Ап. Павел укоряет богатых сильно в то же время мягко. - Продолжение толкования текста. - Заключение. - Увещание.

XIV. БЕСЕДА о милостыни,

произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения.

Эта беседа была произнесена, несомненно, в Антиохии, как видно из самого ее содержания; но неизвестно, в котором году. Она представляет собою простое возвышенное и назидательное объяснение четырех первых стихов 16 главы 1-го послания к Коринфянам. Проповедник трогательно показывает в ней, какова была ревность ап. Павла в деле совершения милостыни и делает увещания к ней; какова была его мудрость и каково благородство его чувств; в ней Проповедник увещевает верных, по примеру этого апостола, давать деньги на облегчение положения бедных и вообще помогать недостаточным в их нуждах, не исследуя старательно достоинства самой личности. - Вступление в эту беседу замечательно: оно исполнено внушительного достоинства и в то же время дышит нежною любовью к бедным. Св. Иоанн Златоуст выставляет себя как бы уполномоченным по отношению к богатым со стороны бедных, которых он видел распростертыми на земле в суровое время года; он возбуждает в богатых людях сострадание зрелищем бедствий, которых он был свидетелем.

XV. БЕСЕДА

на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне.

Когда врачи принуждены бывают употреблять железо, они употребляют его не без сожаления о той боли, которую они причиняют своим больным; ап. Павел вынужденный исправлять коринфян, испытывает мучение при самой мысли о их деле. - Естественная слабость разума, утверждаемая силою веры. - Бессилие философии в отчуждении от веры. - Двоякое значение слова веры в Св. Писании. Оно означает добродетель, которою апостолы совершали чудеса, и затем оно же означает то, что приводит к познанию Бога. - Учение о благодати. - Добрые дела вселяют в нас Св. Духа. - Девство должно соединяться с любовью. - Бог обращает особенное внимание на заповедь о любви. - Увещание к практическому совершению милостыни.

XVI. БЕСЕДА

на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне.

Сокращенное изложение предшествующей беседы. Ветхий и новый законы суть одного и того же Законодателя, одного и того же Бога. - Эти два закона различны между собой, но не противоположны. - Пророк Иеремия ясно показывает, что и в ветхом, и в новом завете один и тот же Бог. - Решительные свидетельства против иудеев и последователей Павла Самосатского. - Объяснение текста: "Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной". - Значение этого текста в опровержение манихеев. - Две жены Авраама прообразуют два завета. - Они имеют одного только мужа; равным образом и два завета имеют одного и того же Бога. - Увещание к совершению милостыни.

XVII. БЕСЕДА

еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне.

Краткое повторение предшествующей беседы. - Ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры" не для того только, чтобы показать нам согласие двух заветов, но и по другой причине, которая составляет предмета настоящей беседы. - Состояние мира в первые времена христианской проповеди. - Страдания ап. Павла. - Польза страданий вообще. - И в ветхом завете встречаются праведники, награда которым отложена была до другой жизни. - Вот второе основание, по которому ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры"- Он хотел ободрить верных своего времени. - Бог в ветхом завет относился не так же к массе народной, как к избранным праведникам. - Увещание к совершению милостыни.