Creations, Volume 3, Book 1

Когда врачи принуждены бывают употреблять железо, они употребляют его не без сожаления о той боли, которую они причиняют своим больным; ап. Павел вынужденный исправлять коринфян, испытывает мучение при самой мысли о их деле. - Естественная слабость разума, утверждаемая силою веры. - Бессилие философии в отчуждении от веры. - Двоякое значение слова веры в Св. Писании. Оно означает добродетель, которою апостолы совершали чудеса, и затем оно же означает то, что приводит к познанию Бога. - Учение о благодати. - Добрые дела вселяют в нас Св. Духа. - Девство должно соединяться с любовью. - Бог обращает особенное внимание на заповедь о любви. - Увещание к практическому совершению милостыни.

XVI. БЕСЕДА

на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне.

Сокращенное изложение предшествующей беседы. Ветхий и новый законы суть одного и того же Законодателя, одного и того же Бога. - Эти два закона различны между собой, но не противоположны. - Пророк Иеремия ясно показывает, что и в ветхом, и в новом завете один и тот же Бог. - Решительные свидетельства против иудеев и последователей Павла Самосатского. - Объяснение текста: "Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной". - Значение этого текста в опровержение манихеев. - Две жены Авраама прообразуют два завета. - Они имеют одного только мужа; равным образом и два завета имеют одного и того же Бога. - Увещание к совершению милостыни.

XVII. БЕСЕДА

еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне.

Краткое повторение предшествующей беседы. - Ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры" не для того только, чтобы показать нам согласие двух заветов, но и по другой причине, которая составляет предмета настоящей беседы. - Состояние мира в первые времена христианской проповеди. - Страдания ап. Павла. - Польза страданий вообще. - И в ветхом завете встречаются праведники, награда которым отложена была до другой жизни. - Вот второе основание, по которому ап. Павел говорит: "имея тот же дух веры"- Он хотел ободрить верных своего времени. - Бог в ветхом завет относился не так же к массе народной, как к избранным праведникам. - Увещание к совершению милостыни.

XVIII. БЕСЕДА

на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1).

Различие между любовью плотской и любовью духовной. - Если мы не видим ап. Павла телесными очами, то все-таки должны не менее любить его; если его нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. - Что означают слова: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" - Они объясняются сами собою, если обратить внимание на обстоятельство, при котором были сказаны. - Многоразличные предосторожности, которые принимает ап. Павел прежде чем сделать себе самому похвалу. - Смирение св. Павла, который говорит, что если он спасен был, то это для того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. - Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих заслугах. - Праведные умеют молчать, когда нет надобности говорить, и нарушать молчание, когда их заставляет необходимость. - Пример Самуила. - Заключение.

XIX. БЕСЕДА

против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении.

Эта беседа была произнесена в Антиохи за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т е., в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисеи, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно", доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны, или ложны учения, если только в них проповедуется Христос. Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. - Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. - Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос. - Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. - Подробное объяснение самих слов. - Увещание к молитве.

XX. БЕСЕДА