«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наличие в Церкви Богооткровенной истины - вот критерий соборности Церкви. Соборная - полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении.

Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божией есть только в исторической православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом.

Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Согласно ап.Павлу, благовествование «пребывает…во всем мире» (Кол. 1,5-6).

Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» (Мф.28,20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» (Ин. 13,16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор. 11,26).

Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом. Спаситель заповедал апостолам учить и крестить «все народы» (Мф. 28,19).

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».156

Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. «Пространный Катихизис» фактически отождествляет понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть «следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть ни что иное, как ее внешнее материальное выражение».157

Различие между «соборностью» и «вселенскостью» состоит в том, что понятие «вселенскость», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как «соборность» может относиться как к целому, так и к частям. Свщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал: «где Иисус Христос, там кафолическая Церковь».158 В.Н. Лосский считает, что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. Также и «Церковь кафолична, как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого – не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое».159 Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует Тот же Христос.

Таким образом, кафоличность не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что «Церковь Соборною называется потому, что:

а) находится во всей вселенной…;

б) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди…;

в) весь род человеческий приводит к истиной вере…;

г) повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов…;

д) имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях».160