«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Через священство сообщается благодать Божия, необходимая для духовного рождения и воспитания других посредством учения и таинств.

Через брак сообщается благодать, освящающая супружеский союз и естественное рождение и воспитание детей.

Через елеосвящение сообщается благодать, исцеляющая болезни душевные, а иногда и телесные.

Таким образом через семь таинств, признаваемых Православной Церковью, христианину сообщается сила Божия, освящающая и укрепляющая его во всех наиболее важных для него обстоятельствах земной жизни. Благодать Божия, можно сказать, "царствует" на земле в Церкви Христовой, которая потому и называется иначе "благодатным царством Христовым".

В десятом члене Символа веры упомянуто не о всех таинствах, а об одном крещении потому, что в III и IV веках о крещении было сомнение, не должно ли повторять его над лжеучителями при обращении их в истинную Церковь Христову. Это сомнение и разрешено было в Символе веры.

Именно на 1-м Вселенском соборе было постановлено совершать только "однажды" крещение над человеком, что и выражено в Символе веры словами "Исповедую едино крещение во оставление грехов". В случае же обращения еретиков в истинную Церковь Христову позволено повторять над ними крещение только тогда, когда оно прежде совершено было над ними неправильно, например, не во имя трех Лиц Пресвятой Троицы, или не через троекратное погружение.

Таинство Крещения

В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его для спасения. "Истино, истино, говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие" (Ин. 3, 3) Когда Никодим выразил недоумение, "как может человек родиться, будучи стар", - то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водою и Духом: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Ин. 3, 3, 5,6). Установление этого благодатного таинства произошло после воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 23, 19-20), - и к этому прибавил: " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16, 16).В день сошествия Святаго Духа на апостолов, когда после речи ап.Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап.Павел сказал им: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2, 37-38). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап.Петр крестил Корнилия (гл.10), ап.Павел - Лидию и домашних ее (гл.16), стража темничного с домом его.

Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть "новое рождение"; оно совершается для спасения людей (Мк. 16, 16). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем "освящаемся", "омываемся", "очищаемся", "оправдываемся"; что в крещении "умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни", "спогребаемся Христу" и воскресаем в Нем. "Христос взлюби Церковь и Себе предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова" (Еф. 5: 25, 26).

Как всякое Таинство, Крещение имеет глубочайший внутренний смысл. Крещение имеет тесную связь с искупительным подвигом Иисуса Христа. Чтобы воспользоваться плодами этого великого дела Божия, надо уверовать в Господа, покаяться и через святое Крещение войти в Его вечное Царство. Апостол Павел говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Кающийся человек при его Крещении словно извергает из себя тот гибельный плод познания добра и зла, который праотец Адам съел в раю. Крещением снимаются и первородный грех, и личные грехи прибегающего к этому Таинству. Еще на земле христианин становится участником славы Божией, членом Царства Небесного. Господь сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Так велико значение Таинства Крещения.

Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу, родиться от Него. Новое рождение существенно отличается от прежнего. Если т.н. естественное рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то новое, духовное прямо обусловлено личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как необходимое условие предшествует этому таинственному рождению. Происходит оно в таинстве Крещения, в котором верующему дается семя Нового Адама - Христа - и он становится христианином, получившим залог Царствия Божия. Об этом Господь говорил Никодиму, пришедшему к Нему ночью: " если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин. 3;5).

Христос, таким образом, в Крещении дает зародыш новой твари, "семя Божие", о чем и пишет апостол Иоанн Богослов: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем;" (1Ин. 3; 9). См. также - 1 Петр. 1,23.