«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Таинство Крещения
В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его для спасения. "Истино, истино, говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие" (Ин. 3, 3) Когда Никодим выразил недоумение, "как может человек родиться, будучи стар", - то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водою и Духом: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Ин. 3, 3, 5,6). Установление этого благодатного таинства произошло после воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 23, 19-20), - и к этому прибавил: " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16, 16).В день сошествия Святаго Духа на апостолов, когда после речи ап.Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап.Павел сказал им: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2, 37-38). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап.Петр крестил Корнилия (гл.10), ап.Павел - Лидию и домашних ее (гл.16), стража темничного с домом его.
Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть "новое рождение"; оно совершается для спасения людей (Мк. 16, 16). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем "освящаемся", "омываемся", "очищаемся", "оправдываемся"; что в крещении "умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни", "спогребаемся Христу" и воскресаем в Нем. "Христос взлюби Церковь и Себе предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова" (Еф. 5: 25, 26).
Как всякое Таинство, Крещение имеет глубочайший внутренний смысл. Крещение имеет тесную связь с искупительным подвигом Иисуса Христа. Чтобы воспользоваться плодами этого великого дела Божия, надо уверовать в Господа, покаяться и через святое Крещение войти в Его вечное Царство. Апостол Павел говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Кающийся человек при его Крещении словно извергает из себя тот гибельный плод познания добра и зла, который праотец Адам съел в раю. Крещением снимаются и первородный грех, и личные грехи прибегающего к этому Таинству. Еще на земле христианин становится участником славы Божией, членом Царства Небесного. Господь сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Так велико значение Таинства Крещения.
Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу, родиться от Него. Новое рождение существенно отличается от прежнего. Если т.н. естественное рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то новое, духовное прямо обусловлено личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как необходимое условие предшествует этому таинственному рождению. Происходит оно в таинстве Крещения, в котором верующему дается семя Нового Адама - Христа - и он становится христианином, получившим залог Царствия Божия. Об этом Господь говорил Никодиму, пришедшему к Нему ночью: " если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин. 3;5).
Христос, таким образом, в Крещении дает зародыш новой твари, "семя Божие", о чем и пишет апостол Иоанн Богослов: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем;" (1Ин. 3; 9). См. также - 1 Петр. 1,23.
Учение о Крещении как семени Христовом и (за)рождении нового человека в нашей человеческой ветхости, пронизывает все святоотеческое наследие.
Преп. Симеон Н.Б.: "Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя".166
Св.Тихон Задонский: "Вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некое Божественное, которое на крещении всякому крещаемому всевается".167
Являясь только семенем нового человека, дар Божий в Крещении не исцеляет человека автоматически от первородной порчи (первородного греха), не превращает его в Адама первозданного, бессмертного. Этот дар требует от человека возделывания поля своего сердца, подвига праведной жизни, при котором лишь Семя, став древом Жизни, даст плод свой.
Очень определенно, со ссылками на многих святых отцов пишет по этому поводу св. Игнатий Брянчанинов. "В падшем естестве нашем не уничтожено святым крещением свойство рождать из себя смешанные зло с добром".168
Он же пишет: "Святой Исаак (Слово 1, 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания".169
Ту же мысль проводит и св.Феофан Говоров: "Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека." И объясняет: "Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати".170