«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О вечности Божией свидетельствует Пророк Давид: "Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты - Бог" (Пс. 89,3).

Кроме того, на вечность существа Божия указывает и Апостол Иоанн в Апокалипсисе, говоря о Боге: "Который был, есть и грядет" (гл.4.8). О ком можно всегда сказать, что он существует, тот, значит, существует вечно. Наконец и Апостол Павел прямо называет Бога "вечным", говоря, что тайна искупления мира Сыном Божии возвещена народом по повелению вечного Бога (Рим. 16-26).

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и т.п. к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени изменения для Бога не существует, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени.

Вечный, никогда не было начала Его и не будет конца. Бог свидетельствует, т.е. неизреченно пребывает - вечно, помимо начала и конца самого времени.

У Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее48 - говорит блаж.Августин. Бытие вечное, неизмеримое и вездесущее. Откровение особенно выразительно указывает на полноту совершеннейшего бытия в Боге, называя Его Сый или Сущий. Бог сосредотачивает в себе Самом всецелое Бытие, которое не начиналось и не прекратится.

Бог существует вне границ временных, т.е. Он вечен. Время и пространство являются формой тварного, конечного бытия и потому сами по себе, отдельно от мира, не существуют. Вечность, т.е. надвременность, сверхвременность или вневременность, устраняет в Боге все, что включается в понятие времени. А в понятие времени, связанное с физическим миром, входит представление об изменчивости во всем, т.е. появление и исчезновение, переход из одного состояния в другое, последовательность и преемственность в жизни, где появляются начало и конец, прежде и после, прошедшее, настоящее и будущее. Но бытие вечного Бога не есть последовательное, преемственное, жизнь Его не развивается и не угасает. Бог живет сразу и всецело, полностью, а не по частям. В один и все моменты этого бытия мыслится вся Его полнота. Бытие Бога всегда постоянно и неизменно настоящее, и Бог всегда равнотождественен Самому Себе.

О благости Божией Сам Иисус Христос говорит: "Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19,17), т.е. никто не может быть назван безусловно добрым, кроме одного Бога. То же ясно выражает Апостол Иоанн, говоря, что "Бог любовь есть" (1 Ин. 4-8,16); потому Ему свойственно желать и делить одно Добро всем тварям. На это указывает и пророк Давид: "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144,9).

Всеблагий, потому что Его благость соизмерима только с Его любовью. Всесовершенная святость Бога проявляется в том, что Он не может грешить и делать зла, а хочет и совершает только абсолютную доброту, наивысшую благость в силу требований Его всесовершеннейшей природы.

О всеведении Божием Апостол Иоанн учит: "Бог больше сердца нашего и знает все" (1 Ин. 3, 20), т.е. нашему сердцу известны только те намерения, которые из него исходят; а Богу известны сердечные намерения всех людей.

Всеведущий, ибо проницает все Им сотворенное, все задуманное, все начала и завершения, такое ведение совершенно беспредельно.

Познание Божие есть познание безусловное, ведение одинаковое, всецельное, полное и ясное сразу и всегда без всякой преемственности и изменчивости, оно есть непосредственное ведение сущности всего.

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание – внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание сразу и обо всем. Свщ. Писание говорит, что все дела ведомы Богу «от вечности» (Деян. 15, 18).

О правосудии Божием пророк Давид говорит: "Господь праведен и любит правду; лицо Его видит праведника" (Пс. 10, 7). На то же указывает Апостол Павел, говоря, что "Бог воздает каждому по делам его. Ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим. 2, 6, 11).

Всеправедный, потому что излучает чистую истину и Ему присущи всесовершенная святость и правосудность.