Том V. Часть 2 Страсти и добродетели.

 - Геронда, когда меня просят что-то сделать, я сра­зу начинаю думать, что у меня много другой работы, и пререкаюсь.

 - Если человек приобретёт благородство, то всё это преодолеет. Он действует, исходя не из сухой логики, по­тому что благородство вне логики. Вы стараетесь устро­ить всё в соответствии с человеческой логикой, мирской справедливостью. А где духовная справедливость? Разве я не говорил, что чем духовно выше человек, тем меньше у него прав в этой жизни, что духовный человек только даёт и никогда не требует сам?

 - Тогда почему в Евангелии говорится: "Всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает" (Мф7,8;Лк.11,10)?

 - Это другое. Если человек просит чего-то у Бога для себя самого, а не ради любви к другому, то, опять же, его волнует только собственное удобство. Ведь если, к при­меру, мать просит у Бога, чтобы её ребёнок поправился от болезни или чтобы в семье было всё хорошо, то она просит этого не для себя, а ради блага своего дома. Вот и хананеянка, о которой говорится в Евангелии, ничего не просила для себя. Она бежала вослед за Христом и про­сила, чтобы Он помог её дочери, которая была одержима бесом Тогда апостолы приблизились ко Христу и сказа­ли Ему "Сделай, что просит эта женщина, чтобы она не бежала за нами вслед и не кричала". Он же им ответил: "Несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева". Но хананеянка продолжала кричать и просить о помощи. Тогда Христос обернулся и сказал ей: "Несть добро отьяти хлеба чадом и поврещи псом". А она Ему ответила так: "Да, Господи, но и собаки едят крохи, кото­рые падают со стола их хозяев". И тогда Христос ей ска­зал "За такое твоё слово дочь твоя выздоровела". Видите её веру, смирение, благородство, духовное превосход­ство! Будь она себялюбивой гордячкой, сказала бы Хрис­ту "Не ожидала я от Тебя, что сравнишь меня с собакой! Разочаровал Ты меня!" И ушла бы от Него раздражён­ная! И совесть у неё была бы спокойна, что поступила очень правильно, справедливо. Могла бы даже говорить сама себе так: "Не понимаю, как это столько народу си­дит и слушает Его!"

 - Геронда, ей помогла её вера?

 - Её благородство ей помогло обрести такую веру. Она была свободна от всякого самомнения, не имела никаких претензий. Но имела добрый помысел: "Раз так сказал Бог о народе Израильском, значит так и есть, Бог знает, что говорит. А мы принадлежим другому народу".

Как приобретается благородство

 - Как мне стяжать благородство, геронда?

 - Веди себя смиренно, действуй с чистым рвением и усердием, любочестно. Развивай духовную воспри­имчивость. Мирно принимай досаждение от другого и радуйся, что досаждают тебе, а не ты. Потому что есть некоторые люди, которых не волнует, если они причи­няют кому-то беспокойство, их волнует только, чтобы не беспокоили их. Есть и такие, что не хотят сами дру­гих беспокоить, но не хотят, чтобы и другие беспокоили их. Третьи говорят так: "Я человек восприимчивый, не могу стерпеть резкого слова", однако сами другим го­ворят резкости. Что это за восприимчивость такая? В чистой восприимчивости есть благородство.

 - Если у человека есть недостатки, но он борется за стяжание благородства, он получит пользу?

 - Благородство изгонит недостатки.

 - Духовная свобода означает свободу от страстей?

 - Духовная свобода - это благородство, о приобре­тении которого я вам говорю. А чтобы человек обладал благородством, в нём не должно быть низших страстей, мелочности, низости и т. д. В мелочности и низости Бога нет, потому что Бог по природе благ.

 - Геронда, а чтобы полюбить страдания, тоже нужно работать над благородством?