Том-5
«Умственно показывай себя Владыке: человек бо зрит на лице, Бог же на сердце» [406].
«Всякая невольная скорбь да научает тебя обращаться к памятованию Бога, — и не оскудеет в тебе побуждение к покаянию» [407].
«Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг» [408].
«Неудобопростительно нерадение о всех посильных добродетелях; милостыня и молитва восставляют нерадевших» [409].
«Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями» [410].
«Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби: жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности» [411].
«Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» [412].
«Желающий не в осуждение себе принимать похвалу от человеков прежде да возлюбит обличение в грехах своих» [413].
«Подвергшийся бесчестию за истину Христову сторично будет прославлен многими. Но лучше делать доброе в надежде будущего воздаяния» [414].
«Хвалящий ближнего лицемерно в удобное время уничижит его» [415].
«Не знающий козней, устраиваемых врагами, удобно закалается ими, — и не знающий начал, на которых зиждутся страсти, удобно низвергается в грехопадения» [416].
«Поступивший по заповеди, да ожидает искушения вследствие своего поступка: любовь ко Христу искушается противностями» [417].
«Когда явится в тебе помысл, предлагающий славу от человеков: то знай наверно, что он устраивает для тебя бесчестие» [418].
«Враг ведает правдивость духовного закона, — и ищет только, чтоб человеческий ум изъявил согласие на представший ему греховный помысл. Таким образом враг или подчиняет покорившегося ему трудом покаяния, или, если побежденный не прибегнет к покаянию, подвергает его страданиям, наводя на него — как на покорившегося ему произвольно — различные скорби; иногда же подучает его восставать и против наведенных скорбей, чтоб и здесь умножить страдания и выказать неверным, по причине нетерпения, при исходе души из тела» [419].
«Многие много поборолись против встречающихся невольно скорбей, но никто не избежал скорби иначе, как при посредстве молитвы и покаяния» [420].
«Пороки заимствуют силу один от другого: и добродетели развиваются в человеке одна от другой, возбуждая в причастнике своем движение к преуспеянию» [421].
«Малые согрешения еще уменьшаются диаволом в глазах наших: иначе он не может привести нас к большим согрешениям» [422].
«Гневающийся на ближнего, или за деньги, или за славу, или за наслаждение, еще не познал, что Бог управляет тварями праведно» [423].
«Если кто, явно согрешая и не прибегая к покаянию, не подвергся никакой скорби до самого исхода из этой жизни, то понимай из этого, что его постигнет Суд без милости» [424].
«Молящийся в разуме терпит встречающиеся скорби; но побеждаемый памятозлобием еще не имеет чистой молитвы» [425].