395. Не уязвляй совести ближнего, и стяжешь смиренномудрие [873].

396. От славы человеческой мало-помалу рождается гордость [874].

397. Любящий полное довольство во всем утрачивает духовный разум [875].

398. Воздержание чрева укрощает страсти; удобно возжигает их прихотливое употребление пищи [876].

399. От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает из сердца добродетели [877].

400. Любовию к Богу изгоняется леность; рождается она там, где отсутствует страх Божий [878].

401. Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиною уныния и раздражительности [879].

402. Кто отсекает волю свою пред ближним, тот доказывает этим, что ум его — служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего [880].

403. Страх Божий и тайное поучение хранят душу от страстей, а беседы о мирских делах помрачают ее и отклоняют от упражнения в добродетелях [881].

404. Пристрастие к веществу возмущает ум и сердце; обновляет их презрение вещества [882].

405. Умалчиванием греховных помыслов обнаруживается искание похвал и срамной славы мира. Тот, кто открывает искренно страстные помыслы отцам своим, изгоняет из себя эти помыслы [883].

406. В дом, не имеющий ни дверей, ни окон, свободно вползают гады и змеи. Подобен такому дому подвижник, не хранящий подвига своего [884].

407. Ржавчиною снедается железо, и честолюбием — сердце человека, потворствующего этой страсти [885].

408. Плющ, обвившись около виноградной лозы, истребляет плод ее, и тщеславие истребляет плод монаха [886].

409. Основание всех добродетелей — смиренномудрие; основание всех страстей — чревообъядение [887].

410. Венец добродетелей — любовь; венец страстей — оправдание грехов своих [888].

411. Общение и беседы с мирянами возмущают сердце и, лишая его дерзновения к Богу, посрамляют его во время молитвы его [889].

412. Любовь к подвигам есть ненависть к страстям; напротив того леностию и праздностию удобно вводятся страсти в душу [890].

413. Не связывай себя делами мира, и помысл твой будет безмолвствовать в тебе [891].