«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Будьте бдительны относительно жизни своей; будьте готовы, ибо вы не знаете часа, когда придет наш Господь. В последние дни будет много ложных пророков и обольстителей, и овцы обратятся в волков, и любовь превратится в ненависть; и тогда явится мирообольститель наподобие Сына Божиего (антихрист), будет совершать знамения и чудеса, земля будет предана в его руки, и он будет совершать беззакония, каких никогда не совершалось от начала мира. Тогда род человеческий придет на огненный суд, многие соблазнятся и погибнут, но те, которые останутся в своей вере, спасутся от проклятия. И затем последует Воскресение мертвых — как сказано: приидет Господь и все его святые с Ним. Тогда мир увидит Господа, грядущего на облаках небесных.

278. Из переписки святого старца с болящими

Вот, ты жалуешься на свои болезни, ты скорбишь, дорогой мой, и у меня, грешного, ищешь утешения и подкрепления своей страждущей душе... Друг мой! Что я, многонемощный, могу сказать тебе в утешение лучше того, чем утешал себя в немощах первоверховный Апостол Христов Павел: «егда немоществую, тогда силен есмь» (2 Кор. 12; 10). Сам Господь сказал ему, когда он жаловался на свои немощи: «довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (ст. 9). Посему и хвалился он своими немощами и только немощами: «о себе же не похвалюся, - говорит, - токмо о немощах моих» (ст. 5). Взирая на пример великого Апостола, и Господь укрепит тебя Своей всесильной благодатью! — А я, вместо своего слова грешного, предлагаю тебе благодатное слово святоотеческое. Это целая переписка одного святого подвижника, преподобного Варсануфия Великого с болящим старцем — иноком Андреем. Этот старец просил великого авву помолиться о немощах своих, и вот, преподобный Варсануфий пишет ему: "Предоставь Богу заботиться о тебе, возложи на Него все свои попечения, и Он устроит все, что до тебя касается, как Ему угодно. Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов. Мы имеем Владыку сострадательного, милостивого, человеколюбивого и простирающего руку грешнику до последнего его издыхания. Прилепись Ему, и Он устроит все лучше, нежели мы просим или думаем". — Спустя несколько времени Андрей снова просит утешения, и снова старец пишет ему: "Писание говорит: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65; 12); и желающим угодить Богу, надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Потерпим, перенесем, будем учениками Апостола, сказавшего: «скорби терпяще, благодаряще Бога о всех» (Рим. 12; 12). Вспомни Иова, который сказал: «аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?» (Иов. 2; 10).Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: «восприясте благая ваша в животе вашем» (Лк. 16; 25). Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от Апостола, который говорит: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (Евр. 13; 5). Господь да укрепит больного и служащих ему, и делания обоих будут во славу Божию. Не малодушествуйте. Близок Бог сказавший: «не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити» (Евр. 13; 5, ср.: Нав. 1; 5). Или ты не знаешь, что если «земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех» (2 Кор. 5; 1)? Несомненно веруй, и Бог поможет тебе, по милости Своей". — Болящий Андрей много скорбел, что по болезни своей он не может поститься, и вот святой старец утешает его так: "Возлюбленный брат! Имея столь милостивого Бога, не предавайся отчаянью; ибо это великая радость диаволу. Пребывай в надежде на Господа, что никто из претерпевших до конца не будет изгнан из ограды овец Христа Бога нашего. О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного: «не входящее» без услаждения в человека «сквернит человека, но исходящее из него» (Мф. 15; 11); и еще скажу: Бог дал нам рассуждение. Рассуди же, возлюбленный, от кого требует Бог милостыни: от бедного или от богатого? Он сказал так: «не престай благотворити требующему, якоже обретает рука твоя» (Екк. 9; 10). Посему не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых. Бог не требует от тебя поста, потому что знает болезнь, которую послал тебе. — Благодари же Бога за все: благодарение ходатайствует о немощи перед Богом. А болезнь вменяется вместо поста и даже более, — тому, кто переносит ее с терпением и благодарит Бога. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по прихоти, а по болезни. О сем именно Господь сказал, что такое употребление пищи не сквернит человека (Мф. 15; 11). Не скорби и о псалмопении или служении твоем: Бог не требует его от тебя, по случаю болезни". Живший вместе с болящим Андреем брат, из сострадания к его немощи, убедительно просил преподобного Варсануфия помолиться о исцелении его; старец так отвечал ему: "Брат докучливый! Если бы ты знал, для чего Господь от времени до времени, как благоутробный Отец, наказывает раба своего Андрея, ты прославил бы Его. Господь делает сие для того, чтобы заградить скверные уста змия, дабы он не нашел повода к обвинению его в день судный. Или ты полагаешь, что я не сострадаю ему более всякого человека? Поистине сострадаю! Но ему нужно потерпеть, «ибо недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8; 18). Бог да укрепит его и да пошлет ему великую милость". — "Я болен, отец мой, — писал великому старцу другой инок, помолись о мне, чтобы я мог с радостью переносить болезнь, и скажи мне, как омыть скверны?" — "Любезнейший брат! — отвечает ему преподобный: — ты радуешь меня своими словами. Ты называешь себя грешным, а грешный есть злой раб; итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым; если же ты зол, то прими наказание; когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, тот любим Богом. А желая омыть скверны, омой их слезами: ибо они чисто омывают всякую скверну. Пока не умолкнет гортань твоя, взывай к Иисусу: «Наставниче, спаси ны, погибаем». — А вот что писал преподобный старец болящему юноше— послушнику: "Чем другим похвалились бы делатели оные, требовавшие воздаяния от владыки дома, если не тем, что могли сказать: «мы понесохом тяготу дне и вар?» (Мф. 20; 12). Сын мой! Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. Болезнь бывает к испытанию; а испытание приводит к искусству. Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Скажи мне, что ты пострадал, когда так ослабеваешь? Вспоминай слова Апостола: «не у до крове стасте, противу греха подвизающеся. И забысте утешение (наставление), еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12; 4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь «прелюбодейчищем». Сын мой! Прошу тебя, старец — юного, обветшавший в образе иноческом (хотя и ничего не сделал благого) — новопостригшегося, — да не будет вотще или напрасно произносима молитва: «Господи Иисусе Христе...» Апостол, говоря, что ничто не должно отлучить нас от любви Христовой, исчислил сие так: «скорбь ли или теснота, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8; 35). И малая ли болезнь поколеблет ум наш от Бога? Да не будет сего! Утвердись, сын мой, и увидишь помощь Божью". Одному нетерпеливому больному старец даже так написал: "Брат унылый и ропотливый! Зачем ты скорбишь, зачем вопиешь? Для чего посылаешь далеко, имея Иисуса, стоящего близ тебя и желающего, чтобы ты призывал Его в помощь? Воззови к Нему: «Наставниче!»—и Он ответит тебе. Прикоснись к краю одежды Его, и Он исцелит тебя не только от одного сего страдания, но и от всех страстей твоих. Не скорби, милость Божия близка к тебе". — Милость Божия близка и к тебе, мой возлюбленный друг: возверзи на Господа печаль твою и Он не оставит тебя Своей милостью! — Прости, Господь с тобой!

(Письмо к болящему другу)

279. Богослужение на день Преображения Господня

Смиренно и в уничиженном виде Спаситель наш совершал великое служение Свое роду человеческому.

Принявши на себя зрак раба, Сын Божий являл Себя повсюду сыном человеческим: но под завесою плоти в Нем обитала, по словам Апостола, полнота Божества телесно. По временам она открывалась в силе учения, в знамениях и чудесах, но никогда не являлась в таком торжественном величии, как перед страданием — на Фаворе. Готовясь на великий крестный подвиг, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Своим величие Божества Своего, для того, как воспевает Церковь, "да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Он есть воистину Отчее сияние."

Кто восходил на высокие горы, тот чувствовал, как по мере возвышения своего над поверхностью земли, возвышался он в душе своей над всем земным, живее познавал ничтожество всего земного, отрешался от забот и огорчений, ощущал в себе большую, так сказать, близость к небу; тем паче молитвенное уединение на таких местах производит все сии действия в высшей степени: «И, се, егда моляшиеся, бысть видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся» (Лк. 9; 29). — "Тогда дух молитвы, — говорит один Богомудрый пастырь, — сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; переизбыток сего света, не удерживаясь в душе, пролился на тело, просиял в лице; расширяясь еще далее, объял души Апостолов и отразился в восклицании Петровом: «добро есть нам зде бытии»; прошел в область внутреннего мира, привлек оттуда Моисея и Илью; достиг самых недр Отца Небесного, подвигнул любовь Его к торжественному свидетельству о Возлюбленном: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Столь торжественное событие в земной жизни Богочеловека Церковь еще издревле почтила особенным праздником, начало которого восходит к первым векам Христианства. Святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амвросий, Кирилл Александрийский и другие оставили нам беседы на сей праздник, а Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин — стихиры и каноны.

Стихиры великой вечерни изображают славу и величие преобразившегося Господа, и в сладких звуках своих возводят внимание верных к горе, "яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на ней же стоят нози Господа, и явлено привычное и сокровенное таинство"; воспевают славу преобразившегося Господа, над Которым "облако яко сень протязашеся, и пред Которым земля вострепета, небеса убояшася, Ангели со страхом и трепетом служаху, и Фаворская гора светом покрывашеся"; наконец, описывают восторг пораженных величием зрелища Апостолов, "иже такова сияния лица Господня не терпяще и светлости риз Его, ниц на лице земли покрывахуся, иже и ужасом одержими дивляхуся, видяще Моисея и Илью, глаголюща с Ним хотящая приключитися Ему, и глас от Отца свидетельствоваше глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоизволих, Того послушайте". — Паремии великой вечерни представляют нам три великих Богоявления в Ветхом Завете, бывшие на Синае и Хориве тем же великим Пророкам, которые сподобились быть свидетелями Фаворского Богоявления, и видеть теперь лицом к лицу Того, Которого некогда они видели только образы, среди бурь, громов и молнии.

В стихирах литии и стиховен Церковь призывает верных духовно взойти на гору Господню и проникнуть в тайну славы преобразившегося Господа: "Придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, славу яко единородного от Отца, светом приимем свет, и возвышени бывше духом, Троицу единосущную воспоим во веки".

Утреня праздника имеет еще больше торжественности, особенно во время полиелея, когда Церковь, при возженных всюду светильниках, как бы напоминающих свет Фаворский торжественно славит "Пречистыя плоти Христовы преславное Преображение", и потом внимает повествованию Евангелиста о сем событии. Среди всеобщего молитвенного безмолвия слышим слова Богоглаголивого Луки: «взыде на гору помолитися, и бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся, и се мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илия явльшася во славе, глаголаста же исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме» и проч. — Вслед за сим Церковь славословит преобразившегося Господа двумя канонами, или стихотворениями, выражающими дух празднества.— "Моисей Боговидец, видев древле славу Твою в облаке и столпе огненном, пророчески взывал: Избавителю и Богу нашему поем". — "Облекшись во всего Адама, Христе, Ты просветил очерневшее некогда грехом естество наше и обожил его изменением зрака лица Твоего на Фаворе". — "Моисей, видевший некогда Тебя в огне и купине на Синае, и Илия, возшедший на огненной колеснице на небо, сошлись к Тебе и на Фаворе, возвещая славу Креста Твоего". — "Священнолепно предстояли пред Тобой Моисей и Илия на Фаворе, созерцая в Тебе начертание Божественной ипостаси, просиявшее Отчей Славой и взывая: благословите все дела Господня Господа". — "Ты, прекраснейший из Царей и владык земных, Господи! Единый сильный и блаженный и во свете живый неприступном! Изумленные ученики дивились Тебе на Фаворе, а Моисей и Илия взывали: отроки благословите и проч." — "Цриидите, соберитесь люди и возшедши на гору святую, пренебесную невещественно станем во граде живого Бога и узрим мысленно Божество невещественное, Отца и Духа в Сыне единородном возблиставшее".

На литургии, в антифонах, мы слышим пророческие глаголы древних провидцев, которые призывают всю вселенную к славословию Господа Мессии, облекшегося светом яко ризою: «воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его! Во исповедание и в велелепоту облекся еси, одеяйся светом яко ризою». Они воспевают таинственную гору Божию,— «гору Сионю, юже возлюби, и на которой созда святилище Свое», и наконец изливаются в святой молитве, чтобы Господь озарил с сей горы верных светом своим: «Господи! посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою!

И сей глас мы слышахом с небесе сшедше, с Ним суще на горе святей» (2 Пет. 1; 10-19). То же славное событие раскрывается потом полнее в Евангелии. С трепетной радостью, подобно Петру на Фаворе, взывает Церковь в конце Литургии причастный стих: «Господи, во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки!»