«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

310. Слово любви ревнующим о восмиконечном Кресте

Вы, старообрядцы, говорите, что надобно почитать один Крест осьмиконечный, с восемью концами. Мы не только восьмиконечный Крест не отвергаем, но и почитаем его, и лобзаем ради Распятого на нем за нас Господа. И для того во святых наших храмах везде почти восьмиконечные Кресты: и на престолах, и на иконостасах, и на церковных главах. Однако нельзя сказать: разве против совести, чтобы и четвероконечный Крест не был бы Крестом? Из самого Евангелия очень ясно видно, что не восьмиконечный Крест называется там Крестом, да еще Крестом Христовым. У евангелиста Матфея пишется, что Симону Киринейскому «задеша понести крест Его» (Мф. 27; 32), — то есть Христов. Также пишет и евангелист Иоанн: «нося (Иисус) крест свой, изыде на глаголемое Лобное место» (Ин. 19; 17). Вот, оба Евангелиста сей несенный Христом крест называют Крестом, да притом Его Крестом, то есть Христовым, следовательно, истинным Крестом. Однако сей Крест не был восьмиконечным, ибо, по признанию самих вас, в составе восьмиконечного Креста надлежит учитывать и титла, положенные Пилатом на Кресте. А в то время, когда Господь Иисус Христос нес Крест Свой и Симон Кириней вместе с Ним, тогда еще на Кресте титлы положены не были. Ибо, по Благовестию Матфея, титлы положены были на Кресте, когда уже распят был Господь наш. Однако и прежде положения титл Крест называют Евангелисты Христовым Крестом, хотя еще он и не был восьмиконечным.

Но что нужды много о сем говорить, сами вы внутренне осознаете, но упорство не попущает вам откровенно признаться; ибо ежели сказать вам: перекрестись, — вы перекреститесь, —но как? — изобразите на себе Святой Крест не с восемью концами, но с четырьмя. Во-первых, изображение Креста положишь ты, старообрядец, на челе — вот один конец; потом положишь на персях — вот второй конец; потом на правом плече — вот третий конец; потом на левом плече — вот четвертый конец. Итак, стало четвероконечный Крест. После сего, ежели спросить вас, истинным ли Крестом вы изображаетесь или неистинным, ответствуете вы, что истинным. Так что поэтому и четвероконечный Крест истинный, — скажем мы вам. На сие вы молчите. Так не упорство ли это, не есть ли это знак души, в познанной истине не признающейся? А ежели что вы и говорите, то только то, что это де не тот Крест, на котором Христос распялся. Мы на сие скажем вам, что пускай, по мнению вашему, Христос распялся на восьмиконечном; однако нельзя сказать притом, чтобы и четвероконечный Крест не был истинным Крестом. Ибо ежели он был бы не истинным, то не надобно было бы вам им и креститься. Но не можете вы сказать, чтобы крестились Крестом неистинным. Так почему же тогда не назвать вам четвероконечный крест Крестом, а называете его "крыжем латинским" или еще (что поистине есть великая Христу досада) "печатаю антихристовою", — как вы и делаете? Что ж выходит? что вы креститесь "крыжем латинским" или "печатаю антихристовою"? О, злое упорство, до чего ты доводишь непокорные сердца! Крест де четвероконечный — печать антихриста, а, однако же, сей печатью антихристовою во имя Христово вы изобразуетесь! Прости им, Владыко Христе, таковое хуление и светом благодати Твоей озари сердца их!

Но кроме того, что четвероконечный Крест изображаете вы на себе, кроме того, еще во всех старых книгах положено, что когда священник совершает Святое Крещение или освящает Святые Дары, тогда благословляет от рукою воду для Крещения или приносимые Дары и изображает четвероконечный Крест, да и во всяких других церковных обрядах всегда священники благословляли четвероконечным Крестом. И вам тут ничего нельзя сказать, ибо какие тайны при древних святых великих чудотворцах совершались! Кто тут дерзнет сказать! Онако при совершении оных тайн архиереи или иереи благословляли, изображая рукой четвероконечный Крест, а не "печать антихристову". Сверх того, если перебрать все древние святые иконы, церковные ризы и сосуды, — сплошь увидели бы не только восьмиконечный, но и четвероконечный Крест.

Но перестанем говорить о концах Святого Креста, а вместо того рассудим, для чего мы, христиане, почитаем честной Крест и следует ли нам за концы друг от друга отдираться и отталкиваться. Когда мы почитаем Святой Крест, — то не для древа почитаем, из которого он составлен, и не для того опять-таки, что он имеет столько-то концов, — но ради Распятого за ны на нем Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы, Которой Своею Кровию, пролитой за искупление наше, освятил его. А без того он никакого бы почтения не был достоин, из чего бы он ни был сделан и сколько бы концов не имел. На самом деле прежде Господнего на нем Распятия он не только ни от кого почитаем не был, но, напротив, за бесчестное древо почитался, ибо в законе было писано: «проклят всяк висяй на древе». Теперь спросим же мы вас: для чего вы почитаете святой восьмиконечный Крест? На то вы скажете: для того, что распят на нем за нас Искупитель наш. Изрядно и верно сказано, а потому — с какими бы концами не почитать Крест, только бы почитать его ради Иисуса Христа, распятого на нем. Спросите же и вы нас: для чего мы почитаем восьмиконечный или четвероконечный Крест; мы вам на это скажем: за ради нас распятого на нем Иисуса Христа. Так в чем же мы несогласны? — в одних концах?! Не для чего спорить за концы тем христианам, которые согласно Иисуса Христа за Искупителя своего признают!

(Из книги "Увещевание во утверждении истины")

311. Храните, дети, завет родительский

Раскроем, други мои, священную Книгу пророка Иеремии и будем читать.

"Сказал Господь Иеремии: "Иди в дом Рехавитов и ...приведи их в дом Господень, и дай им пить вина". И я привел их в дом Господень, рассказывает Пророк, и поставил пред сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: "Пейте вино!" Но они сказали: "Мы вина не пьем, потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семени не сейте, и виноградников не разводите, ...но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками". И мы... во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш ".

Остановимся здесь на минуту. Кто такие Рехавиты, о которых говорит Пророк? Это одно древнее племя Аравийских пустынь; о нем упоминается еще в книге Бытия, в истории Авраама; Ионадав, один из родоначальников этого племени, жил почти за 900 лет до Рождества Христова. Этого Ионадава все уважали за его строгий образ жизни, а он, желая, чтобы и его потомки сохранили во всей строгости простоту патриархальных нравов, дал им завет — никогда не пить вина и вести кочевой образ жизни. И Рехавиты, как видите, строго соблюдали завет своего родоначальника во времена пророка Иеремии, который жил спустя 300 лет после Ионадава, они соблюдали завет своего праотца, хотя ни закон Божий, ни законы человеческие никому не полагали таких строгих правил, какие положил для своих потомков Ионадав. Теперь слушайте же, что дальше говорит Пророк:

"Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи... жителям Иерусалима: ...сыны Ионадава, сына Рехавова, слушаются завещания отца своего, а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня. Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на Иудею... все то зло, которое Я изрек на них... А дому Рехавитов... так говорит Господь Саваоф: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его, — за то, так говорит Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж предстоящий пред лицем Моим во все дни" (Иер. 35).

Путешественники, бывавшие в тех странах, свидетельствуют, что число всех рехавитов простирается ныне до 60 000 человек.

Вот что значит строго соблюдать завет родительский! Дети! Храните свято заветы ваших родителей! Не рассуждайте много: зачем да почему они завещали вам делать то или другое доброе дело: лишь бы не противоречили их заветы заповедям Божиим, лишь бы не противны были преданиям и заветам нашей общей Матери — Церкви Православной! Ведь они, ваши родители, конечно, всеми силами любящей души своей желали вам всякого добра, когда изрекали вам последнюю волю свою, а уже одно это желание разве не благословенно от Господа? Ведайте, други мои, что желание доброго сердца родительского есть уже молитва в очах Божиих, и если вы с той же любовью будете исполнять заветы родителей, с какой они изрекали их, если свято и ненарушимо будете хранить эти заветы по вере, что в них — и благословение родительское, и их молитва за вас, — тогда Господь в самом исполнении воли родительской откроет для вас средство благоугождать и Ему Самому во спасение ваших душ.

Не внимайте тому искусителю, который будет внушать вам, будто в нарушении завета родительского нет греха, будто завет родительский не есть заповедь Божия: Господь прямо сказал во Св. Писании Своем: «слыши, сыне, наказание отца твоего и не отрини заветов матере твоея» (Притч. 1; 8). Может случиться, что иной завет родительский покажется странным, даже ненужным, бесполезным. Не смотрите даже на эту странность, лишь бы она не противоречила слову Божию и вашей совести: позже, когда исполните волю родителей самим делом, вы поймете и тот глубокий смысл, какой кроется в их мудром слове.