«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Братие мои! Будем и мы чаще, каждый день, хотя по нескольку строк прочитывать из Книги жизни, из Слова Божия, Священного Писания. В сей дивной Книге заключены глаголы Живота Вечнаго. Будем читать сии глаголы с верой в силу их благодатную, и они коснутся грешного нашего сердца и согреют его чувством умиления, и расположат нас к покаянию во грехах наших бесчисленных, еже буди всем нам благодатию Христовою, за молитвы преподобномученицы Евдокии! Аминь.

657. Слово неграмотным о грамотности

Старые умные люди сложили умную пословицу: "Ученье свет, а неученье — тьма". Они смотрели на грамоту, как на великий дар Божий. Но нелегко им доставалась эта грамота. В старину, бывало, и в городах редко-редко где отыщешь школу или училище для детей, а по селам это было дело почти неслыханное. Грамоте обучали детей кое-какие "мастера" этого дела из отставных солдат или старые дьячки, или же какие-нибудь девицы-келейницы. И какое это было ученье! Недаром сложилась другая пословица: "Корень учения горек, да плоды его сладки". Видно, несладко было учиться тогда! То ли теперь? Благодарение Богу за Его неизреченное милосердие к нам, грешным. Ныне, по милости Господней и по священной воле благочестивейшего Государя нашего Императора, и церковно-приходская, и земская, и всякие другие школы заводятся повсюду: и в селах, и в деревнях. Православный Царь, отец наш, сердце коего в руце Божией, помыслил в своем благочестивом духе: "Первая заповедь Божия повелевает всякому христианину непременно учиться Богопознанию. Но как могут выполнять эту великую обязанность люди безграмотные, люди не умеющие ни читать, ни писать, люди ничему не учившиеся, не учащиеся, которые и не могут учиться, потому что негде им учиться. Буду я учить мой народ, дам ему возможность и способ учиться, заведу по селам училища для детей добрых моих поселян". Помыслил так премудрый наш отец-Государь и повелел везде заводить школы и училища, особенно школы церковно-приходские, чтоб учились дети русского народа православного под благодатной сенью Святой своей Матери, Церкви Православной. Спаси, Господи, нашего Царя-батюшку за то, что он, отец наш, людям темным желает свет подать, велит им детей своих в ученье отдавать!

Да, православные, он желает вам свет подать, желает, чтоб дети ваши учились грамоте. Принимайте же с молитвой и благодарностью этот благодетельный свет, с усердием и готовностью отдавайте детей своих в научение, с радостью душевной исполняйте желание царское. Воля Царя — все равно, что воля Божия. Царь желает, чтобы вы обучали грамоте и Закону Божию детей ваших. И Бог то же самое повелевает в Законе своем: учите, наставляйте сыновей своих. И да будут словеса сия — заповеди Господни, — говорит Бог, — заповеди, которые Я заповедаю тебе, в сердце твоем и в душе твоей. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая (Втор. 6; 6, 7). Исполняйте же, с радостью душевной исполняйте благое желание царское. Оно откроет вам великий и ясный свет Божий, доставит великую пользу вашим душам, сделает вас не в пример счастливее и в быту домашнем, и в быту церковном, и в быту общественном. Посмотрите, Бога ради, на себя и подумайте. Вы обыкновенно говорите, что вы люди темные. Действительно, темные, и тот дом, в котором нет ни одного грамотного человека, хуже тюрьмы. Отчего в ваших домах беспорядок, неопрятность, нечистота, такая нечистота, что даже святые иконы покрыты пылью, подернулись паутиной? Отчего редкий из вас способен исправить какую-нибудь должность, какую возлагает на него общество? Оттого, что между вами так мало грамотных. У всякого еврея некрещеного в доме найдете вы его молитвенник, найдете заповеди, на его языке писанные, и он умеет читать, — а у вас в домах? Ни Часослова, ни Псалтири, ни даже маленькой азбучки, по которой бы можно было иногда прочитать краткие молитвы, — ничего-то нет! Да и на что они, когда не умеешь ими пользоваться? Молится человек пред святой иконой, а не смыслит даже того, что под ней подписано. Видите, как вы темны, как жалок ваш домашний быт? Как же вам не желать, чтоб дети ваши как можно скорее выучивались грамоте и могли читать вам добрые и благочестивые книги?

Сын, муж или брат чрез несколько безвестных лет прислал из полка письмо, — как бы хотелось самим прочитать это драгоценное письмо! Как бы хотелось вглядеться во всякое слово, во всякую букву, присланную любезным кровным воином! Но, увы, не умеем! Пойди, ищи умеющего, пойди, проси чужого человека, а, может быть, письмо-то такое, что не надо бы и знать его этому чужому человеку-то... К тому же, хоть и невелико одолжение — прочитать или написать письмо, а все одолжение, надобно чем-нибудь отблагодарить, какой-нибудь гостинец снести, а он бы и дома сгодился. То ли дело, если бы свой-то грамотей в доме был! Опять, видите, как жалко ваше положение? Как же вам не желать, чтобы дети ваши скорее учились читать и писать? Они тогда заменят вам ваши собственные глаза.

А что сказать о вас в быту церковном, в делах веры и благочестия? Не умея читать, вы очень смутно понимаете, а, пожалуй, иной и вовсе не понимает, в чем состоит истинное благочестие. Не всегда умеете молиться, как надобно, часто молитесь в тяжкий грех душе своей. Не умея читать, вы не можете хорошо и понимать, когда другие читают или учат вас, не можете твердо и долго помнить того, чему учат. Вы стоите, например, в храме Божием, слушаете чтение и пение церковное, а много ли разумеете? Увы, многие из вас не смыслят, что значит "Господи, помилуй!" Иному удается выучить с чужих слов молитву Господню "Отче наш ", но когда послушаешь это чтение — Боже милостивый! — что вы делаете из этой великой молитвы, в которой ни одного слова, ни одной буквы нельзя изменять! Как вы ее искажаете, как переиначиваете! О, какой это тяжкий грех! Горе людям темным, которые сами не хотят учиться, а еще большее горе тем, которые не хотят, чтобы дети их учились грамоте, которые потакают их грубой лени и неряшеству! Вам говорят церковные беседы, стараются предлагать поучения как можно проще и понятнее, — но все ли из вас понимают предлагаемое? Не больше ли таких, которые, по их глазам видно, не понимают ничего, как будто не им говорится? А есть много и таких, которые вовсе ничего не слушают. "Ин, стоя, дремлет, — говорит святитель Христов Димитрий Ростовский, — а ин скверная и злая помышляет, ин татьбу, ин убийства, ин прелюбодеяние и любодеяние, ин гнев и лесть ближнему своему, стоя в храме, замышляет". (Поучение в неделю Жен мироносиц). Разумеется, при таком стоянии самое понятное будет непонятным, самое необходимое — бесполезным, самое ясное — темным, и человек, пришедши в церковь Божию темным, выходит отсюда еще темнее и бессмысленнее. Если бы спросить вас: много ли поняли вы из поучений, которые слышали в церкви, — то оказалось бы, что или очень мало, или вовсе ничего. Что узнали, находясь в церкви, то потеряли по выходе оттуда, — а что удержалось в памяти по выходе из церкви, то забыли, когда пришли домой.

Но этой печальной потери, этого несчастного забытия никогда бы не было, если бы в ваших семействах было хоть по одному грамотному человеку. Прийдя домой и собравшись вместе, вы заставили бы его прочитать вам то, что слышали в церкви, выслушали бы еще раз, и другой, и третий; тогда и самая тупая голова многое удержала бы в себе. Заповеди Божии читаны в церкви из той самой книги, которую будут учить ваши дети, которую называют "Православным Катехизисом", — там же они и протолкованы.

Почему же не читать и не перечитывать их в доме? Стыдно нам, православным христианам, что мы не держимся добрых обычаев, которые есть у христиан неправославных, даже у некрещеных евреев. Придет праздник Господень, сходим мы в церковь, придем домой, пообедаем, а потом что? Немец, англичанин, даже жид некрещеный собирают в свои праздники всю семью свою, читают все вместе Слово Божие, ведут беседу о Боге, о делах Его, — а у нас что? Грустно и больно сказать, что творится у нас в эти святые дни. Иной раз невольно подумаешь: конечно, работать в праздники грешно, — за это Бог лишает Своего благословения те наши труды, которые творим и в будние дни; но не вдвое ли грешнее всякой работы проводить праздник так, как его у нас часто проводят? Когда больше всего видим мы пьянства, всяких безобразий, как не в праздники Божии? А отчего все это? От темного невежества, оттого, главным образом, что не любят у нас проводить время в чтении книг духовных. А как бы хорошо было, если бы в Божий день собирались вы, каждый в своем доме, да читали или слушали Слово Божие, Жития святых Божиих угодников, разные книги духовные и поучительные! А ведь это и теперь можно сделать! Отдавайте детей своих в школы церковно-приходские, или какие где есть, чтобы учились они грамоте. Зачем они растут у вас грубыми, как дикие звери? Неужели вам самим еще не опротивело крайнее невежество и слепота? Ведайте, что если какой отец или мать умеет только кормить своих ребят, но не умеет их воспитать, не хочет ничему научить, когда можно научить, — то такой отец и мать, такие недобрые родители — не родители, а развратители своих детей. Не доводите себя до такого страшного греха! Просвети очи и умы наши, Христе Боже, да не когда уснем в смерть и погибнем на веки! Аминь.

658. Беседа на первую заповедь Божию

«Я Господь, Бог твой, ... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20; 2, 3)

Среди громов и молний с вершины горы Синайской слышится глас Господа Бога. Он возвещает Своему избранному народу Израиля Свои Божественные заповеди. В первой же заповеди Он открывает Самого Себя, Себя единого именует Богом истинным и глаголет: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене! Я один Господь Бог твой, Бог истинный, Я, а не кто другой. Меня единого знай, Меня единого познавай. Я — Господь Бог твой, Который всегда был, всегда есмь и всегда буду. Я — Бог вечный. Я — Господь Бог твой, Который все соделал, все сотворил, все делаю и все могу сделать, что захочу: Я — Бог всемогущий. Я — Господь Бог твой, Который всех всегда миловал и милую, всем все подавал, подаю и буду подавать, что кому нужно, полезно и хорошо: Я — Бог всеблагий. Я — Господь Бог твой, который все видел, везде все вижу и всегда буду видеть, все везде и всегда ведаю, что было, есть и будет: Я — Бог всевидящий и всеведущии. Я — Господь Бог твой, пред Которым всякое зло и неправда есть мерзость, всякое добро и правда — приятны, Который судит все дела, слова и помышления людские по сущей правде: Я — Бог всеправедный, нелицеприятный. Я — Господь Бог твой, Который всегда и везде присутствую, везде все произвожу и всем управляю: Я — Бог вездесущий, бесконечный, Бог всегда одинаковый и неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Я — Господь Бог твой — Дух бестелесный, беспредельный, Дух чистейший и всесвятой. Меня единого знай, Меня единого Богом признавай.

Вот кто и каков Господь Бог наш. Не было, нет и никогда не будет никого и ничего выше и сильнее, лучше и прекраснее, совершеннее и святее нашего Бога истинного. В мире есть много вещей прекрасных, но вся красота целого мира не в пример хуже красоты Божией. Сила и крепость всего света — ничто пред силой Божией, Бог наш есть единая вечная истина и правда, единое вечное добро или благо, единая вечная красота неизреченная, которую нельзя ни рассказать, ни описать. Одним словом, Он есть единый истинный Бог наш: «Аз есмь, — глаголет Он, — Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене». Пусть не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня, не имей, не почитай ничего за бога, кроме Меня, единого истинного Бога. Не говори, не думай, будто где-нибудь и когда-нибудь был иной какой бог или иные боги, кроме сего истинного Бога. Так заповедует Сам Бог, так учит тебя Святая Церковь Православная денно и нощно своим Символом: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Поясню это тебе примером. Есть у тебя на земле отец, которого, положим, зовут Павлом. Ты так и говоришь, что твой отец точно Павел, а не Петр, не Василий; так и знаешь, что один он, Павел, есть подлинно отец твой, и что кроме него, нет и не может быть у тебя другого отца. Так рассуждай и о Боге. Когда слышишь Его святую заповедь: Аз есмь Господь Бог твой, — тогда и помышляй, и веруй, что кроме единого, во Святей Троице покланяемого истинного Бога, не было, нет и не будет, и быть не может никаких иных богов. Вот что значат слова первой заповеди Божией. Господь Бог повелевает сей заповедью, чтобы мы прежде всего и паче всего старались познавать Его и почитать Его.

Нельзя ничего знать, если не будешь учиться. Ты умеешь работать, а мы умеем читать и писать, — почему? Потому, что нас этому учили. Как же можно знать Бога, если не будем учиться познавать его? Познавай же Бога, во-первых, из Святого Слова Его, — читай или слушай Священное Писание, творения святых Отцов и учителей Церкви, читай и другие книги духовные и поучайся из них благочестию. Ходи чаще в церковь Божию, благоговейно слушай здесь чтение и пение церковное, прилежно внимай церковным поучениям о Боге и делах Его. Со вниманием слушай благочестивые разговоры о Боге и вере святой, где бы тебе ни пришлось слышать их; и сам чаще размышляй о дивных делах Божиих. Смотри на весь прекрасный мир Божий: как в нем все премудро Создателем устроено, как во всем видна благость и любовь Божия, Его всемогущество, Его вездесущие! И чем больше ты будешь познавать Его, тем больше будешь благоговеть пред Ним и почитать Его, тем крепче будет твоя вера в Него, надежда на Него, любовь к Нему.