«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот несомненные признаки, по которым мы можем узнавать, обитает ли в человеке Дух Божий. Пусть нет ныне дыхания бурна, нет летающих огненных языков, нет дара глаголания разными языками и пророчества, — но когда есть оные плоды Духа Божия, то несомненно, что и Сам Дух здесь пребывает. Одаренный плодами Духа Святаго человек есть сосуд чистый, издающий от себя благоухание святости. Не говорит он разными языками, в чем теперь и нужны нет, но он глаголет тайны, ибо той беседы, которую сердце его имеет с Богом, никто не разумеет, кроме Бога и его сердца. Что значат слова апостольские: Дух Святый ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8; 26)? Не то ли, что душа, управляемая Духом Святым, пламенно любящая Христа, желающая всегда с Ним быть в соединении, яко невеста Его, по Нем воздыхает? И воздыхание это есть неизглаголанное, потому что это — чувство самое нежное. Понимает его лишь одна таким образом воздыхающая душа и тот Жених, по Коем она воздыхает.

Апостолов, дарами Духа Святаго исполненных, люди мира сего, Духа Божия непричастные, называли пияными (Деян. 2; 15). Так это и должно быть. Человек плотской не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети (1 Кор. 2; 14). Человек, к миру пристрастившийся, мудрствующий по-мирскому, никогда не полюбит того, кто живет по правилам Духа Божия, почитает его за безумного, потому что он не следует правилам мирским. То же от мира терпят и ныне люди праведные, то же и об них говорят. Упражняйся в уединении и богомыслии, — назовут тебя суемудрым и праздным. Будь кроток и нечестолюбив, — почтут слабым. Истощай имение на помощь нуждающимся, — назовут тебя глупым. Воздерживай свои страсти, удаляясь от мирских увеселений и забав, — назовут грубым и человеконенавистником. Но как бы вас, чада Божии, не называли, однако вы блажени, егда поносят вам и рекут всяк зол глагол на вы правды ради! Напротив, несчастны те, которые не ощущают в себе плодов Духа Святаго. Кто всегда смущен, кто высокомерен и горд, кто мстителен, кто не обуздывает страстей своих, кто свои мудрования почитает выше истины Божией и взирает к миру и его прелестям, а о Боге не помышляет, — о том с горестью должно сказать, что нет в нем Духа Божия. В нем дух мipa, дух лжи и обмана, дух неприязни и погибели!

(Из "Воскресного чтения", 1837)

670. Согласны ли между собой старопечатные книги?

Именующие себя старообрядцами обыкновенно думают, что их старопечатные книги непогрешимы, что Православная Греко-Российская Церковь не исправила их, а только повредила, и потому следует строго держаться книг старопечатных. Но если сии книги непогрешимы, то они должны быть во'всем сходны между собой! Между тем, они не сходятся между собой не только в одних выражениях и словах, но и в совершении Таинств.

* * *

В чине Таинства Крещения в "Потребниках" первых трех патриархов и в Иоасафовском 7144 г. положено только пять огласительных молитв, а в "Потребнике" того же Патриарха Иоасафа, изданном в 7147 г., их считается уже до десяти.

Иоасафовский "Потребник" 7144 г. повелевает: "Аще случится два или три младенца крестити, то коемуждо младенцу особо молитвы глаголати и все "Последование Святаго Крещения". А "Потребник" того же Патриарха Иоасафа 7147 г. велит "глаголати молитвы, обще всем, и все "Последование Святого Крещения", точию имя в молитвах глаголати коемуждо свое". Оба "Потребника" были в употреблении в одно и то же время. Какому же из них должен был следовать священник?

При отречении от сатаны повелевается крещаемому "руце имети горе", а при обещании Христу — "руце имети долу". В "Потребнике" же, напечатанном при Патриархе Иосифе, повелевается напротив: при отречении от сатаны "руце имети долу", а при обещании Христу — горе. Помазание крещаемого елеем в "Потребниках" первых пяти патриархов повелевается совершать единым перстом, а в Номоканоне, напечатанном при Патриархе Иоасафе и Иосифе, повелевается "стопкою треми персты". Какому же из этих наставлений должны были следовать священники?

В "Потребнике" 7144 г. и других предшествовавших изданиях напечатано: "Крещается раб Божий (имярек), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь". А в "Потребнике" того же Патриарха Иоасафа 7147 г. и в изданном тем же Патриархом Номоканоне (правило 199), и потом уже в Иосифовском "Служебнике" (1647 г.) к третьему приглашению: "И Святаго Духа", — прибавлены слова: "И ныне и присно и во веки веков". Так даже в самом существенном действии при совершении Крещения старопечатные книги были не сходны между собой.

В "Потребнике" 7147 г. и в последующих изданиях напечатанно: "И возлагает священник на крестившегося Крест с гайтаном, такоже истиннии христиане имут обычай...", а в "Потребниках" до 7147 г. об этом возложении Креста на крещаемого не было совсем упоминания. Значит священники, руководившиеся сими изданиями при совершении Таинств, не возлагали Креста на крещаемых.

При одеянии крещаемого в срачицу в Иоасафовском "Потребнике" 7147 г. и последующих положено петь ирмос "Ризу мне подаждь светлу", потом следуют прокимен и Апостол, Аллилуиа и Евангелие. А в "Потребнике" того же Патриарха, напечатанном в 7144 г., и в других прежних изданиях ни ирмоса, ни прокимна, ни Апостола, ни Аллилуии, ни Евангелия не положено.

В Таинстве Миропомазания все старопечатные "Потребники" и "Служебники" повелевают помазывать крещаемого святых миром на челе, на очах, на ноздрях, на устах, на обоих ушах, на груди, на руках, на сердце, на плечах и между раменами. А в чине Крещения, от ересей приходящих, в "Потребниках" Иоасафовском 7147 г. и в Иосифовском о помазании на плечах и между раменами не упоминается.

В "Потребнике" 7144 г. после трех молитв разрешительных следует отпуст, а в изданном при Иоасафе же "Потребнике" 7147 г. вставлено здесь чтение Апостола и "Отче наш", потом 31 псалом, "Достойно есть", Трисвятое по "Отче наш", тропари: "Объятия Отча", "В разбойники впадох", Слава, "Слезы ми даждь, Боже". И ныне. "Аз Дево Святая". За сим уже отпуст.