«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В чине Таинства Елеосвящения в Иосифовском "Малом Катехизисе" положено, дабы молитва, "яже внегда помазуем бывает болящий, глаголема была над ним, в нейже образ сея тайны воображается: "Рекше: "Отче Святый, Врачу душам и телом". А во всех старопечатных "Потребниках" при помазании болящего Елеем положено иерею читать не это, а вот что: "Благословение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа на исцеление души и телу рабу Божию (имярек), всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь". Потом уже после помазания читать молитву "Отче святый...".

Вот какие разности в самых чинопоследованиях Таинств находятся в старопечатных книгах. Как же можно эти книги считать непогрешимыми? Можно ли было оставлять такие разности неисправленными? А если Церковь их исправила, то за что же порицать ее? Кому, как не ей, принадлежит право всего исправления!

(Архимандрит о. Павел ("Братское слово", 1893, кн. 2-3))

671. Из грешника — мученик

Покаянию грешника радуются Ангелы Божии на небесах. Но и нашему грешному сердцу всегда отрадно слышать, как подобный нам грешник обращается к Богу Спасителю. Ведь такая повесть говорит нам, что и для нас не затворены двери Божия милосердия, что и наше покаяние с отеческой любовью примет Господь, только бы мы сами того пожелали, да пожелали всем сердцем своим, всем своим существом! Вот умилительная повесть о том, как молодой пьяница и распутник стал праведником, и не только праведником, но и святым мучеником Христовым.

В те давние времена, когда рекой лилась кровь христианская, жила в Риме одна молодая, богатая женщина именем Аглаида. Забыв страх Божий и стыд человеческий, она проводила грешную жизнь с любимцем своим, юным и прекрасным рабом Вонифатием. Этот юноша, хотя и грешил со своей госпожой, но имел доброе сердце и часто томился душой, окаевая свою греховную жизнь. Он находил отраду сердцу в том, что любил подавать нищим, принимал странных, был сердоболен к несчастным. Часто воздыхал он к Богу, чувствуя свое бессилие вырваться из сетей вражеских, которыми был опутан. Бог, наконец, услышал его воздыхание сердечное. Явилось у госпожи его непреодолимое желание — иметь в своем доме мощи какого-либо святого мученика, и вот она призывает своего верного Вонифатия и говорит ему: "Ты знаешь, брат, как мы с тобой грешны пред Господом Богом, как мало заботимся о будущей жизни, как мало думаем о Страшном Суде Божием. Говорил мне один благочестивый муж, что у кого в доме есть мощи святых мучеников, и кто почитает их, как может, тот получает от страдальцев Христовых великую помощь ко спасению. Окажи мне в этом услугу, пойди в те страны, где мученики проливают кровь свою за Христа, и постарайся принести оттуда мощи какого-нибудь мученика. Мы положим их с честью у себя, построим ему церковь, а он будет наш хранитель и заступник пред Богом навсегда".

С радостью принял это приказание своей госпожи Вонифатий, она дала ему много золота на выкуп мощей у язычников и на раздачу милостыни, а также и дорогие ароматы и плащаницы для обвитая святых мощей. Прощаясь с Аглаидой, он, шутя, сказал ей: "А что, госпожа, если я нигде не найду мученика, а вместо того принесут тебе мое тело, за Христа замученное? Примешь ли ты его с честью?" — Засмеялась на это госпожа, назвала его пьяницей и грешником и сказала: "Однако теперь не время шутить. Помни, на какое дело идешь, береги себя от всякого греха, — ведь мы с тобой не только коснуться, но и взглянуть недостойны на мощи святые. Иди же с Богом!" Со многими рабами Вонифатий отправился в путь. Он принял к сердцу доброе слово своей госпожи: стал поститься, перестал есть мясо, пить вино, часто подолгу молился Богу. Побуждаемый страхом Божиим, он глубоко жалел о своих грехах и приносил в них покаяние Господу Богу.

Так пришел он в городе Таре, на родину святого апостола Павла, где тогда христиан предавали безжалостно всяческим мукам. Он оставил своих спутников-рабов в гостинице отдохнуть с дальней дороги, а сам поспешил на городскую площадь, где видно было множество народа, который смотрел на истязания мучеников. Тут раскрылась пред ним страшная картина мучений святых страстотерпцев Христовых: один висел вниз головой, а под ним разведен был огонь; другой растянут был крестообразно и привязан к четырем столбам; тому выкалывали глаза, этому отсекали руки и ноги; иной был посажен на кол, который постепенно пронзал все его внутренности, а иного разрезали пилой пополам... И все они терпели эти муки мужественно, и на лицах их светилась радость несказанная, — так укрепляла их благодать Божия! Исполнился Божественной ревности блаженный Вонифатий, он выступил на средину позорища, стал обнимать святых страдальцев, а затем во всеуслышание громко произнес: "Велик Бог Христианский, велик Он, помогающий рабам Своим и укрепляющий их в таких муках!" — И опять стал он лобызать ноги святых мучеников, а у которых не было ног, тех самих прижимал к сердцу своему, назвал их блаженными и молил Бога, чтобы сподобил и его быть участником их подвига и их венцов мученических.

Понятно, что судья обратил на него внимание, приказал взять его и подвести ближе. "Кто ты такой?" — спросил он. "Я — христианин", — отвечал Вонифатий. Судья повторил вопрос, кто он и откуда? И Вонифатий назвал себя. "Принеси сейчас жертву великим богам, — сказал судья, — иначе я прикажу тебя растерзать на части!" — "Делай со мной, что хочешь, — отвечал Вонифатий, — я — христианин". Судья велел повесить его вниз головой и крепко бить. И били Вонифатия так, что тело отпадало от костей, а он как будто не чувствовал боли и только с любовью взирал к святым мученикам, утешаясь, что теперь и он един от них. "Пожалей себя, — уговаривал его мучитель, — принеси богам жертву, иначе хуже будет!" А мученик отвечал ему: "Какой же ты безумец! Я и слышать не хочу о твоих богах, а ты хочешь, чтоб я им жертвы приносил!" — Раздраженный мучитель приказал забить ему под ногти рук и ног острые спицы, — святой молча вынес и эту пытку. "Растопить олово и влить ему в рот!" — приказал мучитель. Пока готовили этот "напиток", мученик молился Господу и просил у Него помощи в терпении и победы над сатаной, просил и святых мучеников помочь ему своими молитвами. Приступили палачи, влили олово в уста ему, и он Божией силой остался невредим. Тогда народ весь заволновался, отовсюду послышались крики: "Велик Ты, Боже Христианский, велик Ты, Царю Христе! Все мы веруем в Тебя, Господи!" — Толпы устремились было к идольскому капищу, чтоб разрушить его, и мучитель со стыдом должен был поспешить в свой дом, приказав взять Вонифатия под стражу.

На другой день мученик стоял опять на судищи. Судья богохульствовал, а святой смеялся над богами язычников. Мучитель приказал, — и святого бросили в котел с кипящей смолой. Но Господь не оставил раба Своего, — Ангел Божий оросил мученика, огонь из-под котла опалил многих язычников, а он вышел невредим. Тогда судья-мучитель изрек смертный приговор: отсечь святую главу Вонифатию. Усердно помолился святой мученик перед смертью и спокойно преклонил главу под меч: вместе с кровью потекло млеко. До 500 неверных уверовали во Христа, видя это чудо. Так сбылось над юным Вонифатием то, что он сказал своей госпоже в шутку, на прощание с ней.

Между тем спутники его ничего не подозревали и спокойно отдыхали в гостинице. Прошел день, другой, Вонифатий к ним не являлся, и они уже стали думать, не проводит ли он где-нибудь время по своему старому обычаю в корчемнице с какими-нибудь блудницами. На третий день стали разыскивать его. И вот, смотрением Божиим, они повстречались с братом того письмоводителя, который записывал судебное дело Вонифатия. По его указанию они нашли, наконец, обезглавленное тело своего спутника. Велико было их удивление и раскаяние, что они святого мученика подозревали в столь постыдных делах. Они стыдились самих себя. "Прости нам, раб Христов, — со слезами говорили они, — что мы так безумно смеялись над тобой!" — Пятьсот златниц дали они язычникам, чтобы те позволили им взять тело и главу святого Вонифатия; помазали святые мощи дорогими ароматами, обвили чистыми плащаницами и отправились в обратный путь. И вот, когда они уже были недалеко от Рима, Аглаида видит во сне Ангела Божия, который говорит ей: "Прими с честью того, кто был твоим слугой, а ныне — наш брат и сослужитель; прими того, кто был твоим рабом, а теперь — твой господин. Почитай его, как твоего хранителя и заступника". С трепетом радости проснулась Аглаида. Пригласив с собой священнослужителей, она вышла навстречу святым мощам своего Вонифатия и встретила их с слезами радости. В своем поместье, близ Рима, она построила церковь во имя его и положила там мощи его святые. А сама, раздавши все свое имение бедным, отреклась от мира и 15 лет провела в подвигах покаяния. По кончине своей она была положена при мощах святого мученика.

Как трогательна, как поучительна эта история! Счастливы грешники, если душа ваша томится жаждой покаяния! Если сердце ваше тоскует и болит при мысли, что грех разлучает вас с Богом, лишает Божией благодати! О, томитесь душой, скорбите сердцем, — это Ангелы-хранители ваши веют над вами своими крилами благодатными, это они, молитвенники ваши, зовут вас к покаянию, к примирению с Богом! Чем чаще будет посещать вас эта святая тоска, эта печаль по Бозе, тем скорее Господь отверзет вам двери покаяния, тем скорее вы освободитесь от лютого рабства греху. Грех — лютый, жестокий, безжалостный господин! Кто из нас не чувствует этой жестокости? Особенно мучительна для духа и тела похоть плотская, будь то похоть блудная или страсть пьянственная. И той, и другой страдал Вонифатий, но душа его просила, жаждала покаяния, — и Господь утолил эту жажду спасительную — послал ему мученический венец.

Братие мои! Кто из вас страдает теми же недугами? Кто не сможет преодолеть страсти пьянственной или похоти блудной? Не отчаивайся, не унывай: Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки. Помог Он Вонифатию — поможет и тебе. Его сподобил быть мучеником, но есть у Него и для тебя, если хочешь, венец мученический. Восстань против своей греховной привычки, борись с ней до смерти, Господь будет помогать тебе, а за победу над ней дарует и тебе венец мученика. Когда тяжело тебе, когда грешная привычка к пьянству или блуду влечет тебя, как раба купленного, ко греху, — тогда наипаче взывай к Богу, наипаче проси молитвенной помощи у святого мученика Вонифатия: сам искушен быв, он может и тебе в искушении твоем помочь. Только не отчаивайся, не погашай в своем сердце этой тоски, этой скорби, помни, что ты — грешник, что надо тебе с Богом примириться, покаяться. И Бог поможет тебе в этом. Да будет так! Аминь.

672. Лето