«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Украсив, трисветлый Боже, чины небесные, устроил еси пета Тя трисвятыми гласы; с нимиже приими и нас, воспевающих Твою благость.

Отче безначальный Боже, и соприсносущный Сыне, и Душе Святый, утверди Единоначальная Троице, Твоя певцы, и от всякия напасти избави, и скорби...

Крепкую мне мысль устрой, трисветлая... Единице, еже храните и соблюдати Божественныя заповеди Твоя, и всегда пета Тебе верно: благословен еси, Боже отец наших...

Отче и Сыне, со Духом Святым, призри на ны верою Тебе покланяющыяся, и славящыя державу Твою, Благоутробне, со огненными (силами — Ангелами), бреннии, иного бо разве Тебе не вемы, и возопий поющым Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы!..

Твоя сияния, Солнце незаходимое, Твоих рабов подаждь сердцам и просвети души, и избави от многих прегрешений, Едине Всемилостиве и Триипостасне, и нетленныя Твоея жизни нас сподоби...

Воспоим вси боголепно песньми божественными, Отца и Сына и Духа Божественнаго, Триипостасную державу,.едино царство и господство".

Канон недельной полунощницы заканчивается прекрасной покаянной молитвой Пресвятой Троице, творением Марка монаха.

* * *

Божественная литургия главным образом изображает земную жизнь Спасителя; сущность литургии состоит в совершении и принесении Богу безкровной жертвы за мир человеческий; но и она, во всем своем продолжении, совершается под осенением имени Пресвятой Троицы. И в то время, как другие Богослужения имеют разное начало, она всегда начинается возгласом в честь Пресвятой Троицы: "Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков", то есть да будет благословенно ныне и всегда, во все веки и во всю вечность Царство Триипостасного Бога, Царя всего мира, который Им создан, Царя Церкви, которая Им основана на земле, Царя вечной жизни, в которой мы Им призваны, по бесконечной Его благости и милосердию! И на литургии, как и на всяком Богослужении, каждая ектения завершается возгласом, — да славится всюду и всеми "пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа", и все молитвы стремятся к одной цели: "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Когда наступает время перенесения приготовленных честных даров с жертвенника на престол, отверзаются Царские врата, и Церковь поет Херувимскую песнь, которой приготовляет нас ко входу Царя славы. Мы тогда таинственно изображаем собой Херувимов и так же, как они, поем песнь Животворящей Троице: пусть же ничто не развлекает нашей мысли в ожидании Царя, сопровождаемого Ангелами в полном вооружении (копьеносцами). Потом, когда священнодействующий преподает мир предстоящим, он возглашает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы"... Кого исповемы? Лик отвечает за всех: "Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную". И вслед затем в Символе веры изрекаются животворные истины о каждом Лице Святой Троицы. Затем, готовясь принести "Милость мира, Жертву хваления", жертву примирения с Богом и жертву хвалы Богу, священнодействующий преподает верующим апостольское благожелание и благословение: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!" Потом слышим призвание: "Благодарим Господа" и отвечаем: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней!" Достойно и праведно (объясняет молитва иерея), ибо Ты, Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, всегда Сущий, Неизменно Сущий, Ты и Единородный Сын.Твой и Дух Твой Святый; Ты от небытия привел нас в бытие, и отпадших снова возставил, и не преставал все делать для нас, пока не возвел нас на небо и не даровал нам будущаго Царства Твоего. За все это благодарим Тебя и Единороднаго Сына Твоего и Святаго Твоего Духа, за все, что знаем и чего не знаем, за явные и сокрытые благодеяния Твои нам. И поэтому мы соединяем свое славословие со славословием Сил Небесных, воспевая: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф". Наше пение священнодействующий дополняет в своей молитве: "Свят еси и пресвят Ты, Владыко Человеколюбие, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый, Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя". И когда потом безмерная любовь Божия совершит дивную жертву для человека — сотворит хлеб и вино честным Телом и честною Кровью Христовой, когда совершится это самое высокое священнодействие, к которому с благоговейным страхом приникают и Небесные Силы, когда наконец верующие удостоятся приобщения Святых Таин, — Церковь радостно восклицает: "Обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть!" Готовясь с миром изыйти из храма, священник, стоя среди народа, от лица всех возсылает славу, благодарение и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и в вечные веки, и затем благословляет исходящих из храма. Заметим при этом, что благословение Господне означает собой благословение от имени всей Пресвятой Троицы. И кроме Богослужения священник благословляет верующих всегда во имя Святой Троицы. С действием благословения, то есть с изображением креста на тех, которых благословляет, священник возлагает на благословляемого имя Пресвятыя Троицы: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". — "Аминь", — должен сказать с полной верой получающий благословение.

После обедни иногда совершаются торжественные благодарственные молебны: в конце их поется или Великое Славословие, или же "Тебе Бога хвалим", ликующая песнь Пресвятой Троице, написанная святителем Амвросием Медиоланским. Святитель написал ее в великой духовной радости после совершенной победы Православия над еретиками-арианами. Многие места этой величественной песни заимствованы из слова святителя Григория Богослова. Вся она дышит такой восторженной радостью, что на Западе ее пели при коронации государей.

И домашние молитвы свои, по уству Святой Церкви, мы всегда начинаем так: "Во имя (то есть в честь и славу) Отца, и Сына, и Святаго Духа". Затем следуют — Трисвятое и Троичные тропари, сопровождаемые Ангельской песнью: "Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас", и молитва ко Пресвятой Троице: "От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице..." И почти всякая молитва утра, дня и вечера заключается Троичным славословием. В вечерней молитве читаем: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!" Молитва эта составлена преподобным Иоанникием Великим (память его 4 ноября); он употреблял ее при чтении псалмов Давидовых и прилагал к каждому стиху псалмов. "И та словеса (говорит его жизнеописатель) якоже сладость некую на языце нося, веселящеся, имже послежде мнози от нею навыкше, всегда имут во устех своих".

Заключим настоящее чтение смиренной молитвой, которую Святая Церковь возглашает и в полунощнице вседневой, и на часе третьем, и в Великом Повечерии:

"Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь".