«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Расширить наши знания об этом святом позволяет церковное предание, записанное византийским историком Никифором, который следовал священномученику Ипполиту (3 в.). Сведения, сохранившиеся в предании, вошли в житие св. праведногого Иосифа, составленное святителем Димитрием Ростовским (26 декабря). Он происходил из царского рода Давида. Родителем его был Иаков, который по правилам левиратного брака женился на вдове своего брата Илия, умершего бездетным. Отцом родившегося сына (Иосифа) в соответствии с законом считался Илий. Женат был св. Иосиф на Соломии. Она была дочерью Аггея, брата св. пророка Захарии — отца св. Пророка и Предтечи Иоанна. У них было 4 сына (Иаков, Симон, Иуда, Иосия) и 2 дочери (Есфирь и Фамарь). В Синаксаре (неделя жен-мироносиц) говорится еще о третьей дочери — Соломии, которая была за мужем за Зеведея — отца апостолов Иоанна и Иакова. Ко времени обручения ему было около 80 лет. Умер он, согласно преданию, в возрасте 110 лет. О месте погребения не упоминается. Память его вместе с пророком Давидом и апостолом Иаковом совершается в неделю по Рождестве Христовом (первое воскресение после великого праздника). Имеется Акафист св. праведному Иосифу Обручнику (Акафистник, кн.1, Нижний Новгород, 1995). Отдельное иконописное изображение помещено на сайте «Православный календарь»: http://www.days.ru/Days/dekabr'27.htm.

Откуда появились мощи преп. Марии Египетской, когда, где и кем они были обретены?

священник Афанасий Гумеров  

Недоумение, о котором Вы пишете, преодолеть легко, если внимательно прочесть полное житие преподобной Марии: «Пришедши в монастырь он [Зосима], ничего не скрывая, что видел и слышал, рассказал всем инокам о преподобной Марии. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления» (Жития святых. Апрель, 1-й день). Уже у первых христиан возникла традиция считать могилы угодников Божиих святыми местами. Зосима сам был человеком святой жизни (память 4 апреля). Его рассказ о великой пустыннице вызвал глубокие переживания как у игумена Иоанна, настоятеля Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи, так и у всех насельников. Легко предположить, что место погребения было показано преподобным Зосимой иноком, которые «решили со страхом, верою и любовию почитать память преподобной и праздновать день ее преставления». Составителем жития преп. Марии был святитель Софроний — ученик блаженного Иоанна Мосха, автора книги «Луг духовный». Он сопровождал его в путешествиях по монастырям. В 634 году Софроний был избран Иерусалимским патриархом. Он прославился как ревнитель чистоты православного учения, замечательный пастырь и богослов. Исследователи агиографической литературы с полным доверием относятся к житию св. Марии Египетской: «За достоверность жития ручается святость писателя и его уверение в начале и в конце жития, что он писал слышанное от иноков той обители, где жил св. Зосима, рассказавший житие святой братии» (архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока, т. 3, 1 апреля). Год кончины преп. Марии известен: «По точному изысканию, она скончалась в 522 году. Известно, что она умерла в Великую пятницу 1 апреля, а это было в 522 году, ибо Зосима славился при Иустине старшем (518–526)» (архиеп. Сергий, там же). Преп. Зосиме было 53 года, когда он встретил св. Марию. Он окончил земную жизнь, как сказано в житии, «после долгой, почти во сто лет жизни». Следовательно, он умер в 70-е годы 6 века. Святитель Софроний мог слышать рассказ о подвижнице от учеников св. Зосимы.

Почему рыба является символом Иисуса Христа?

иеромонах Иов (Гумеров)  

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter — Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии — этом центре аллегорического толкования — впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия — на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:

Жизни Радость вечная,

Смертного рода

Спаситель, Иисусе,

Пастырь, Пахарь,

Кормило, Узда,