«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Молиться Богу можно в любое время. Если вам удобно читать молитвы за близких во время утреннего или вечернего правила, то лучше делать это в конце: утром перед «Достойно есть…», а вечером до «Исповедания грехов…».

С чем связан тот факт, что псалмы 13 и 52 почти одинаковы?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

История 13 и 52 псалмов неизвестна. Святые отцы этот вопрос не рассматривают. Некоторые сведения о них содержатся в надписаниях. Автором этих псалмов является пророк Давид. «В конец» означает указание хору исполнять псалом в конце песнопений. Святитель Афанасий Великий надписанию «в конец» придает также символический смысл: пророчество относится к концу времен, т. е. к пришествии Христа. В отличии от 13-го псалма, в надписании 52-го псалма поставлено слово «о Маелефе» (о ликовании). Это означало, что псалом исполнялся как радостная хоровая песнь.

В содержании этих псалмов есть и различия. Стих 6-й 13-го псалма («Совет нищего посрамисте: Господь же упование его есть») отсутствует в 52-м. Зато 6-й стих последнего псалма полнее: в 13-м отсутствуют слова «яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдишася, яко Бог уничижи их».

Хотя в обоих псалмах и отразились ветхозаветные реалии, но по своему пророческому смыслу, они мессианские — говорят о времени воплощения Иисуса Христа.

Что означают слова Иисуса: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?»

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Слова заимствованы из псалма 117: 22–23. Господь приводит их, чтобы показать иудеям, что образ их поведения по отношению к Нему предсказан в Писании. Сравнение заимствовано из строительной практики древности. Обычно большие и самые твердые камни клали на углах основания (фундамента). Иисус Христос — основание Церкви, поэтому нередко сравнивается с таким краеугольным камнем (см.: Деян. 4: 11; Рим. 9: 33; Еф. 2: 20; 1 Пет. 2: 7).

Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к вегетарианству

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  

Вегетарианство представляет собой учение и движение, которое основной путь к решению нравственных и общественных проблем видит в воздержании от животной пищи (от лат. vegetalis — растительный). Подход этот — ложный. Он сеет иллюзии. Господь призывает людей ко спасению. Путь к нему один — исполнение заповедей Божиих. По слову св. апостола Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей»(Рим.14:17–18). Святые отцы учат, что подлинный пост предполагает воздержание от зла. Установленный нашей Церковью телесный пост — не самоцель, а лишь средство к стяжанию добродетелей. Опыт убеждает, что немало людей вкушали только растительную пищу, а были обуреваемы страстями. Христианский пост, предполагающий не только телесное воздержание, но хранение души от греховных навыков, ведет человека к чистоте и духовному совершенству.

Вечен ли ореол богоизбранности над еврейским народом?