«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

С.Кьеркегор был физически слабым, душевно хрупким, ранимым и болезненным. Легко понять, почему категория «экзистенция» (существование) стала центральной в его творчестве. Абсолютизация личного начала, какое бы эстетическое обрамление оно не получало, неизбежно ведет к присвоению истины. Человек считает верным лишь то, что соответствует его интересам. Мотивы разрыва с невестой Региной Ольсен (после 11 месяцев помолвки) совершенно прозрачны, хотя некоторые исследователи видят здесь что-то загадочное. Сам он писал: «Пусть восстанет на меня весь свет, пусть спорят со мною все схоластики, я все-таки прав<…> Быть может, ее манила возможность счастья. Это не моя вина, я сам соблазнился мечтой о нем, но стоило бы мне попытаться воплотить мечту в действительность — все погибло бы, и тогда уже поздно спасаться и мне, и девушке» (Повторение. Опыт экспериментальной психологии, М.,1997, с.91).

Угрозу личному началу Кьеркегор видел прежде всего в рационалистической философии, начавшейся с Р.Декарта и достигшей апогея в системе Г.Гегеля. Философия последнего, владевшая тогдашними умами, действительно, по своему духу деспотична. Не случайно тоталитарная марксистская идеология считает Гегеля одним из своих источников. Настаивая на экзистенциальном характере истины, признавая ее принадлежностью только личности, Кьеркегор приходит к отрицанию и протестантизма с его рационализмом и морализмом. Верно замечая недостатки лютеранства, он не идет к истинному христианству апостольского века. Трагедия Кьеркегора была в утрате христианства. Показательно, что основные идеи Кьеркегора восприняли такие нехристианские мыслители, как Л.Шестов и А.Камю.

Только на почве крайнего антропологизма могла возникнуть у Кьеркегора антиномия этического и эстетического («или — или»). В Боге соединены премудрость, правда и красота: «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс.110:2–3) . Подлинное добро всегда прекрасно, а истинно прекрасное — непременно ведет к благу.

Не противоречит ли служба в армии канонам Святой Церкви?

иеромонах Адриан (Пашин)  Честно выполнять свой долг перед Отечеством никогда не противоречило канонам Церкви, в любое смутное время.

Как найти духовного отца?

Архимандрит Тихон (Шевкунов)  

Очень хорошо, что Вы почувствовали потребность в духовном руководителе. Это признак того, что в духовной жизни Вы самонадеянно не полагаетесь на себя и всерьез озабочены своим спасением.

Но не торопитесь окончательно назвать того или другого священника духовным отцом. Приглядитесь к разным священникам, побеседуйте с ними, исповедайтесь у них перед причастием. Пусть пройдет немало времени, прежде чем Вы подойдете к священнику и попросите его быть Вашим духовником. «Чтобы не ошибаться, не должно торопиться», — советовал преподобный Амвросий Оптинский. А уж торопиться в деле избрания духовного руководителя совсем не следует. Вы должны быть опытом убеждены, что этому священнику Вы доверите свою духовную жизнь и во многом дело вашего спасения.

Не выбирайте духовника по пристрастию: по его красноречию, обилию духовных чад, известности, тем более внешнему виду. Избирайте, советуют святые отцы, смиренного, молитвенного, не осуждающего никого, имеющего страх Божий. Молитесь, чтобы Господь послал Вам такого батюшку. А как и когда встречаться с ним, решите позже, это само собой происходит.

Почему у нас принято отдыхать в воскресенье?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря  Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3) . У евреев седьмым днем была суббота (шаббат). Предписанный в этот день праздничный покой относился к ветхому Израилю. Воскресение Христово положило начало новому Израилю — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет.2:9) . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Субботний же день стал символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). С рождением новозаветной Церкви потеряли силу ветхозаветные обрядовые установления. Об этот писал св. апостол Павел к галатам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5:4–6).

Что такое Успенский Пост? Надо ли скрывать от других свое пощение?

Иеромонах Иов (Гумеров)