«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Церковь принципиально против разводов: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф19:6). Когда же люди грехом и своей нравственной немощью разрушают брачный союз, Церковь не может настаивать на сохранении реально не существующей семьи. Вопрос о расторжения такого брака подлежит суду правящего архиерея. Если при исследовании устанавливается преступление против брака одного из супругов, то на него налагается епитимия (духовное наказание). Если же другая сторона супружеского союза не виновна, то она остается в церковном общении и имеет право на новый брак с другим лицом. Разумеется, прежде чем будет дано разрешение на развод, делается попытка примирить супругов. Они должны знать, что церковный брак — таинство, которое совершается не только в храме, но и на Небе. Господь благословил семью и соединил мужа и жену в особый жизненный союз. Разорвавший эти узы должен будет дать ответ на Суде.

Если что-то зависит и от Вас, постарайтесь сохранить брак. Если от Вас ничего не зависит, Вы не должны соучаствовать в разводе, чтобы не иметь ответственности за случившееся.

Как быть с близкими, если они оккультисты?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Дорогой М.! Пройдя через трагический опыт прикосновения к бездне, Вам нужно постоянно благодарить Бога, что не погибли. Теперь Вам надо вести себя очень разумно. Отношения человеческие со знакомыми нужно сохранить. Не презирайте их, но смотрите на них как на духовно больных. Прежние формы общения с бывшими друзьями сохраниться не могут. Для Вас руководством должно быть Слово Божие: Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор.6:15). Падшие духи, в плену которых они находятся, опытнее Вас.

«Они совершают дело погубления человеков с несравненно большим успехом, чем злонамереннейшие человеки. Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях самою тяжестью и дебелостью своего тела. Демоны свободно и быстро обтекают вселенную, свободно совершают и такие дела, которые вовсе невозможны для человеков (Иов.1:7). Человеки должны поневоле удовлетвориться тою опытностью во зле, которую они стяжавают во время краткой земной жизни; их злые намерения уничтожаются сами собою в тот час, когда они поневоле оставляют поприще земной жизни, будучи востребованы на суд Божий и в вечность. Демонам, напротив того, предоставлено пребывать на земле со времени их окончательнаго падения (Бытие 3,14) до кончины мира: всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они в такое продолжительное время, при их способностях и постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением»

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Коварство их, порой очень тонкое, может привести к тому, что Вы вновь окажетесь в их плену, и тогда уже не сможете освободиться от их острых и цепких когтей. Вам надо войти в спасительный опыт Церкви как ее духовно полнокровный член. Приготовьтесь к тому, что Ваши занятия оккультизмом оставили в душе болезненный след. Как перенесенная тяжелая, грозившая смертью, болезнь делает организм ослабленным и подверженным новым недугам, так и занятия оккультизмом, магией, экстрасенсорикой и прочими видами колдовства (это старое слово очень ёмкое и включает все случаи сознательного общения с бесовскими силами) повреждает внутренний строй души. Силы её оказываются истощенными. Поэтому такого человека часто посещает уныние, от которого рождается малодушие и сомнение в своем спасении. Человек в такие минуты начинает думать, что Бог не простил его. Ни на минуту нельзя принимать эти мысли, ибо они опасны, и могут сделать уныние привычным состоянием. В борьбе с ними надо возгревать в себе веру в безграничное милосердие в Божие, помня, что Господь прощает всех искренне кающихся и имеющих решимость исправиться.

Много людей в наше поврежденное время играет с геенским огнем. Люди, которые обращаются к ним, не сознают опасности. Иногда можно даже услышать, что гадалка или экстрасенс направили его в Церковь. Никогда колдунов в качестве «миссионеров» Церковь не признавала. Разбойник, который смертельно изранил человека, а потом отправил к врачу, не считается благодетелем. Господь наш Иисус Христос решительно запрещал говорить о Нем бесам: В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него (Мк.1:23–26). Апостол Павел не разрешил одержимой «свидетельствовать» о нем и его спутниках. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час (Деян.16:17–18). В Церковь человек должен приходить по зову Божию: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20).

Помочь своим знакомым Вы сможете плодами духовной жизни. Попробуйте также дать им читать книги о таких святых, как Серафим Саровский, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечёв и др. Может быть, узнав о живом и благодатном опыте Православия, они пожелают избавиться от того плена, конец которого — вечный мрак. «Для человеков неизбежны или плен или борьба. Благочестивый подвиг есть ни что иное, как деятельное принятие спасения, как явление нашего произволения, показываемое и доказываемое самым опытом, самою жизнью» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

Какие грехи являются смертными и как их можно искупить?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11:24–26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.