«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Согласно традициям русского христолюбивого воинства, перед сражением служится молебен. Известно, что без него А.В.Суворов не начинал ни одну баталию. Если в вашей войсковой части нет священника, сами сердечно помолитесь перед боем. Призывайте Заступницу Усердную: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Прочитайте «Живый в помощи Вышнего…» (90-й псалом).
Знаменитый афонский старец Паисий (1924–1994) в молодости призывался в армию. Он три с половиной года участвовал радистом в боевых действиях. Арсений (мирское имя старца) по-христиански относился к своему долгу, проявил необыкновенную отвагу и самопожертвование. Он чувствовал и видел, что Господь хранит его. Позже в своих духовных беседах он часто обращался к примерам своих военных лет и говорил: «И пусть тот, кто сражается на войне за свои идеалы, за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Если человек осенит себя крестом и вверит свою жизнь в руки Божии, то Бог и будет потом судить, жить или умереть этому человеку <…> Насколько человек соединяется с Богом, настолько ему ничего не страшно. Бог поможет в трудностях. Но для того, чтобы Бог дал божественную силу, надо, чтобы и человек дал то малое, что он может дать» (Слова, т. II, М., 2002, с. 229, 238).
Объяснте смысл слов: «Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли»
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Покажи меня удаленным (церк. — слав. странный — посторонний) от всякой муки и Владыку всех умоли…».
Зачем освящают вербу в Неделю Ваий?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Богослужение последнего воскресения перед святой Пасхой посвящено вспоминанию важнейшего новозаветного события — торжественного входа в Иерусалим Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник был установлен в глубокой древности. Народ приветствовал Спасителя мира как Царя ветвями финиковой или палестинской пальмы (ваии). Поэтому этот праздник называется в Триоди неделею Ваий, Цветоносною или Цветною. Ветви финиковой пальмы у нас на Руси заменяют вербами, так как на вербе ранее других деревьев появляются почки. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, мы символически встречаем нашего Спасителя как Царя Славы, добровольно грядущего на искупительные страдания.
До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол рядом с иконами.
Прощаются ли при соборовании забытые грехи?
иеромонах Иов (Гумеров)
Таинство Елеосвящения (соборование) — одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом (Мк.6:13). О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак.5:14). В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:15).
О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80).
Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?
иеромонах Иов (Гумеров)