«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Прем. Сол.2:23-24 — 3:1). В этом месте библейской книги говорится о блаженстве праведных по смерти в противоположность участи нечестивых. Только для неразумных смерть праведных считается уничтожением, но в действительности, смерть для них — переход к вечному блаженству, ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. Сол.3:4).

Может ли простой мирянин писать на богословские темы?

иеромонах Иов (Гумеров)  

Может, если имеет специальную подготовку и духовный опыт. Богословие — наука о Боге, Его свойствах и об отношениях Бога к миру как Творца и Промыслителя, а занятие любой наукой предполагает образование: фундаментальные знания, изучение многовекового наследия и опыта, навык исследовательской работы именно в данной специальной области. Немыслимо заниматься физикой, математикой, химией, не посвятив предварительно годы на специальное обучение.

Поскольку богословие есть путь к Богопознанию, то, следовательно, у человека занимающегося этим, должен быть еще духовный опыт. Без молитвы нет богословия. Это является общепризнанной истиной, поданной нам святыми отцами. «Небезопасно плавать в одежде; небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть» (преп. Иоанн Лествичник).

К великому сожалению, сейчас мы наблюдаем на многочисленных интернет-форумах массовое нашествие дилетантов в богословскую науку. Чаще всего «богословие» их заключается в том, что после какого-нибудь грамотного и аргументированного мнения, приведенного одним из участников, в ответ произносится грубая насмешка. Когда же такой «богослов» начинает сам рассуждать, то обнаруживается не только невежество в специальной области, но и отсутствие общей культуры.

Кто, по слову Спасителя, «на суд не приходит»?

Иеромонах Иов (Гумеров)  

Для толкования этого стиха необходимо привести его полностью: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24). Господь говорит, что воскресение мертвых совершается уже сейчас, и много людей мертвы духовно (Мф.8:22; Откр.3:1). Спаситель говорит, что уверовавший в Него оживет (Ин.3:14–18). Такой человек из области смерти переходит в область жизни и потому освобождается от суда, какой навлекает на себя всякий неверующий своим неверием: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин.3:17–18). На всеобщий Суд Господь призовет всех.

Были ли у Иисуса братья и сестры?

священник Афанасий Гумеров  В библейском языке слово первенец (евр. бехор; греч. prototokos) имеет вполне ясный и однозначный смысл. Оно указывает, что у данного родителя он первый ребенок и до него он никого не рожал. Это важно для усвоения ему особых прав — первородства. Он мог быть начатком рожденных (например, Рувим был первым из 12 патриархов, детей Иакова, Быт 29:32), или единственным (в подтверждение этого можно вспомнить библейское выражение «Первый и Последний» Откр. 1:10). Повторяю, что в правосознании древних израильтян принципиальным было только первенство родившегося. Первородство имело религиозный смысл. По закону Моисея первенец должен быть посвящен Богу и за него приносилась особая жертва, означавшая его символический выкуп у Бога: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» (Исх.13:2).

Об этом ясно говорит Евангелист в отношении Богомладенца Христа: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22–24) Вопрос о упоминаемых в Евангелии (Мф. 13:55–56 и др.) братьях и сестрах Иисуса исчерпывающе исследован в библеистике: это дети св. праведного Иосифа Обручника — отчима Иисуса.

Что есть моя воля и воля Божия?

иеромонах Иов (Гумеров)