PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

** У Иоанна Дамаскина тоже вполне категорично утверждается: «Будучи творениями, Ангелы не суть творцы»123.

§§§§§§§§§§§ Экклезиология (греч.) – учение о Церкви. – Ред.

************ «От незнания нельзя никогда делать вывод о небытии. Я не знаю, что думает мой читатель, и потому не могу сказать: “Он ничего не думает”», – пишет митрополит Вениамин (Федченков) и приводит пример. Семинарист, начитавшийся революционно-«просветительских книжек, в запале бросает: «А кто Бога- то выдел?» Остальные семинаристы или не захотели спорить, или же не сумели возразить ему и молчали. «Здесь присутствовал помощник эконома по имени Василий. Видя наше молчание, он обратился к Мише с вопросом: “Барин! Так вы говорите, что коли Бога не видели, так уж и нет Его?” – “Ну да!” – “А вы мою бабку видели?” – “Нет”, – робея, ответил Миша. – “Ну вот! А она и по сию пору жива!”».

†††††††††††† Либертинизм – снисходительное отношение к грехам, прежде всего – в половой сфере. – Ред.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ И еще: «Еретик тот, кто любит свою истину больше, чем Истину. Он предпочитает полуправду, которую отыскал сам, правде, которую отыскали люди»132.

** Слово «секта» – частичность, «сектор», вполне передает эту особенность еретического мышления. Помнится, в былой России еретиков называли «сектаторами». Отсюда, кстати, очевидно, что вопрос об отношении католичества к Православию гораздо сложнее и многограннее вопроса о соотношении Православия и протестантизма. В католичестве как раз наоборот, есть такие наслоения на вероучение древней Церкви, которые на православный вкус совсем не обязательны: догматы о непогрешимости Папы Римского или о Непорочном Зачатии Марии, о чистилище или о Filioque. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) нашел очень емкую формулу для описания этой ситуации: «Думаю, в католичестве гораздо больше неправды, а в протестантизме гораздо меньше правды. В протестантизме не хватает многого, тогда как в католичестве очень много извращено»133.

*** «Мать Онуфрия говорила, что на следующий день после монашеского пострига она проснулась не только без всякого живого ощущения Бога, но с таким холодом в душе, который говорил ей, что вся ее вера – только обман, что никогда никакого Бога не было и нет. Мать Онуфрия, раньше такая горячая и твердая в вере, после пострига почувствовала себя атеисткой. И это состояние богооставленности продолжалось несколько лет. Бог отсутствовал, и весь мир без Него превратился в темную, глухую пещеру. Мать Онуфрия рассказала обо всем старцу. Тот объяснил ей, что такое испытание Господь посылает только особо сильным и любимым своим чадам. Господь хочет, чтобы человек сделал сам шаг в пустоту, чтобы его свобода не была скована ничем, а ведь ясно, что благодать Божия – поддержка и, следовательно, ограничение нашей свободы. Господь хочет, чтобы Его любили ни за что (подобно тому, как Он любит нас)»135.

§§§§§§§§§§§§ Как это показывает преподобный Иоанн Лествичник.

************* Курсив мой – А.К.

††††††††††††† По глубокому замечанию Й.Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, «атмосфера в церкви становится удушающей, если её служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего лица должно говорить и действовать»155.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Это моление входит в состав молитвы о собирании Церкви: «Как хлеб этот был рассеян по горам и составил единое целое, так и Церковь Свою собери из всякого народа и сделай ее единой, живой, кафолической Церковью... Сделай нас живыми людьми, даруй нам Духа Святого»158.

§§§§§§§§§§§§§ «Благодать, изливаемая таинствами, прокладывает не одинокую тропинку от души к Богу, но воспринимается каждым лишь по мере его социального внедрения в тот целостный организм, что обильно напоен ее соками. Все таинства по сути своей – таинства в Церкви, ибо в одной лишь общине Духа можно стать причастником даров Духа».

************** Коаны – краткие буддийские изречения псевдопарадаксального характера, загадки без ответов. Например, «Что такое Нирвана? – хлопок одной ладонью»...

†††††††††††††† Кроме того, как совершенно справедливо заметил Владимир Зелинский, «первична в христианстве не тайна, а весть»174.