PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

§§§§§§§§§§§§ Как это показывает преподобный Иоанн Лествичник.

************* Курсив мой – А.К.

††††††††††††† По глубокому замечанию Й.Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, «атмосфера в церкви становится удушающей, если её служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего лица должно говорить и действовать»155.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Это моление входит в состав молитвы о собирании Церкви: «Как хлеб этот был рассеян по горам и составил единое целое, так и Церковь Свою собери из всякого народа и сделай ее единой, живой, кафолической Церковью... Сделай нас живыми людьми, даруй нам Духа Святого»158.

§§§§§§§§§§§§§ «Благодать, изливаемая таинствами, прокладывает не одинокую тропинку от души к Богу, но воспринимается каждым лишь по мере его социального внедрения в тот целостный организм, что обильно напоен ее соками. Все таинства по сути своей – таинства в Церкви, ибо в одной лишь общине Духа можно стать причастником даров Духа».

************** Коаны – краткие буддийские изречения псевдопарадаксального характера, загадки без ответов. Например, «Что такое Нирвана? – хлопок одной ладонью»...

†††††††††††††† Кроме того, как совершенно справедливо заметил Владимир Зелинский, «первична в христианстве не тайна, а весть»174.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Интересно, что здесь осуждены те богословские взгляды, которые католичество официально усвоит себе еще лишь через четыреста лет и которые через те же 400 лет создаст себе протестантизм. Нельзя говорить, что литургическая жертва «иная», чем была на Тайной Вечери, равно как нельзя говорить и что на Литургии лишь вспоминается та Вечеря.

** «Театр аллегоричен, богослужение – символично, ибо здесь люди не просто изображают молитву, но реально сами молятся. Отсюда легко провести грань между Православием и протестантизмом. Протестантское учение о таинствах – аллегорично, православное – символично. Там только благочестивое воспоминание о божественных энергиях, здесь же реальная их эманация, часто даже без особого благочестия (А.Ф.Лосев)185.

§§§§§§§§§§§§§§ «“Да испытывает себя человек, когда ест от Хлеба Господня”. При понимании слова воспоминание в значении абстрактного представления о чем-то существующем или существовавшем эти наставления были бы бессмысленными»189.

** Этот весьма сильный аргумент приведен у митрополита Макария (Булгакова)190.

*************** И просто несерьезно пускаться в фальшивые филологические изыскания: мол, «употребление глагола есть в выражении сие есть тело Мое является образным и означает следующее: Сие представляет Мое тело»192.

** Объяснением этого евангельского места я обязан Л.П.Горбуновой, преподавателю греческого языка и Нового Завета Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. – А.К.

††††††††††††††† Эти слова святого Иустина сохранились благодаря цитации у святителя Мефодия Олимпского (Указ. соч., с. 232-233). Спустя полвека после святого Иустина такое же толкование апостольского высказывания развивается у святителя Иринея Лионского: «Апостол хочет, чтобы Дух Божий услаждался храмом (нашей плоти) как жених невестою. И как невеста не может брать жениха, но может быть взята женихом, когда жених придет и возьмет ее, так и эта плоть сама по себе не может наследовать царства Божия, но может быть взята в оное Духом в наследие. Ибо живущий получает в наследство достояние мертвого; иное дело – наследовать, иное – получаться по наследству. Тот господствует и распоряжается тем, что имеет по наследству, как он хочет; а другое находится во власти, покоряется распоряжению и господству обладателя. Что же живет? Дух Божий. А какое достояние умершего? Члены человека, которые истлевают в земле. Эти и наследуются Духом, будучи перенесены в царство небесное. Наследует живущий, а наследует плоть. Апостол увещевает нас к общению с Духом, как бы так говорит: не живите как будто вы были только плоть и кровь» (Против ересей. 5, 9, 4).