PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

** Протестантизм вообще полагает, что человек есть лишь реципиент спасения, пассивно претерпевающий спасающее действие Божие, и отказывает человеку в праве на сотрудничество с благодатью.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Выразив это хотя бы в дарении части своего времени: «Из 168 часов в неделю один лишь единственный час отделил Себе Бог; неужели ты и тот потратишь на дела житейские?»

§§§§§§§§§§§§§§§ О том, что плоть воскресшего Иисуса «соделана Господом и Христом», стала всецело об?женной – вплоть до утраты своих телесных свойств – см. у святителя Григория Нисского: Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела – то нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии «духовное тело» в патристике см. А.Сидорова204.

**************** Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыни). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) – тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор – другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно-буквального понимания слов Спасителя: «Сие есть Тело Мое».

†††††††††††††††† Православные богослужения имеют восемь основных мелодий (гласов), и каждым гласом поются службы определенной недели. Гласов восемь – и восемь недельных, семидневных циклов молитв для каждого дня недели (вместе они составляют «Октоих» – одну из основных книг православного богослужения).

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ «В этот седьмой день, “Бог более не приводит из небытия в бытие, но Промысл по хранению – продолжается”»216.

§§§§§§§§§§§§§§§§ Следует различать русское слово «неделя», означающее промежуток в семь дней, и церковнославянское «неделя» – воскресенье; неделя по-церковнославянски называется «седмица». Само слово «неделя» означает «неделание, отдых от труда» (сравните: «праздник» (от слова «праздность») с тем же значением). – Ред.

***************** Кстати, это означает, что в начале III века уже было крещение детей, и оно воспринималось как апостольское предание.

††††††††††††††††† «Индонезийское племя батаков помнит... о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог, – “Тот, чье начало в нем самом”, творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, по-видимому, подобно всем верховным богам “первобытных” людей, стал deus otiosus (“праздным богом”); ему не приносят жертву»226.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Сказано «после восьми дней», в чем адвентисткая экзеологика видит указание на понедельник, но не первый день после субботы.

Однако надо иметь в виду, что в Писании обычно в счет дней входит тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он оканчивается, причем часть дня считается за целый день.

Так о воскресении Христовом сказано: «после трех дней воскресну» (Мф. 27, 63), что по логике адвентистов должно было бы означать не то понедельник, не то вторник.

** См.: 1 Пет. 4, 6; 2 Кор. 5, 8; Откр. 20, 4; Пожалуй, еще Иер. 15, 13.Подробнее о ветхозаветном понимании шеола см. в моей книге «Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ»259. Замечу еще, что если преисподняя есть всего лишь могила и небытие – зачем же говорить о сошествии Христа в преисподнюю, а не просто сказать, что Он умер?

И еще замечу, что адвентисты при обосновании своей позиции ссылаются только на ветхозаветные тексты. Ни один новозаветный стих не подкрепляет их позиции, и потому им приходится идти на совершенно некорректные действия. Так, например, по утверждению адвентистского катехизиса, то, что душа смертна, следует из 3-го стиха 16-й главы Откровения; но об этом см. главу «Конфликт интерпретаций».