PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

§§§§§§§§§§§§§§§§§ Напомню, что в святоотеческой православной традиции видение Даниила понимается, как откровение о двух природах Богочеловека: Ветхий Днями есть Предвечный Логос, Сын Божий, а Сын Человеческий, подходящий к престолу Ветхого Днями, есть знак соединения вечной, исконной божественной природы Сына с человеческой природой Христа. См. главу «Большой Московский Собор и образ Бога Отца» в книге Л.А.Успенского «Богословие иконы Православной Церкви».

****************** Да, Христос священнодействует в скинии (см.: Евр. 8,1-2). Но это литургическое действие, а не «разборка» с ангелами. Христос литургисает: чудесно входит в наши литургии, чтобы приобщить нас к тем же плодам, что и апостолов на Тайной Вечере.

†††††††††††††††††† У Русской Православной Церкви во всем СССР к 1988 году было порядка 11 000 приходов, в 1996 – столько же на территории России. – А.К.

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Это корейская церковь «Янгмун» – российский народ?

** Вообще-то именно Православию в России более 1000 лет, а не методизму. Это очень характерный прием протестантской пропаганды: для начала выдавать себя за православных.

§§§§§§§§§§§§§§§§§§ То, что в Православии в основных своих чертах сложилось в эпоху еще живого античного язычества, не означает, что само Православие есть язычество или пропитано язычеством. Если некий христианский проповедник всю жизнь полемизировал с атеизмом и накопил в этом немалый опыт – это еще не основание считать атеистом его самого.

******************* «Миллинодолларовая улыбка разлилась по лицу молодой девушки... Миссис Сердиченко сказала: “Это было как бомба для Измаила, которая подорвала основание для многих религиозных традиций”, – так говорит рекламная листовка о выступлении евангелиста-“целителя” Рода Мак-Дугала на Украине. Замечу, кстати, что в ней прямо признается и разрушительная по отношению к Православию цель протестантской миссии.

** Разным языкам присущ не только разный словарь и разный звуковой состав. В систему языка (и шире – речевого поведения) входят и интонация и жестикуляция. Даже по пальцам люди разных народов считают по-разному – то начиная с большого пальца, то с мизинца; кто загибает пальцы, а кто разгибает. Так вот, русские ученики протестантских миссионеров довольно явственно выделяются из своих сверстников именно речевой интонацией и жестами, сопровождающими речь. Вроде бы и без акцента говорит очередное «дитя» – а все же как-то не по-нашему...

††††††††††††††††††† Это – из «Открытого письма Миссионерского координационного совета всем западным организациям, заинтересованным в распространении Евангелия в бывшем Советском Союзе». Принято в Алма-Ате 23 марта 1993 года. Подписали члены МКС: Отонас Бальчюнас (Литва), Семен Бородин (Россия), Андрей Бондаренко (Латвия), всего 10 подписей.277

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Можно вспомнить соборы Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры, Новгородскую Софию.

§§§§§§§§§§§§§§§§§§§ Кажется понимают это и сами протестанты, и мне известны случаи исключения студентов из адвентистской семинарии за чтение книг русских религиозных философов.

******************** Надеюсь, что читателю уже понятно, что и на остальные упреки протестантов Православию (почитание святых, мощей, молитвы за усопших), оставшиеся вне рассмотрения данной книги, в православной традиции есть свои, достаточно продуманные ответы.

Например, односторонность протестантского тезиса о «спасении через веру без дел» я не стал рассматривать в этой книге, поскольку именно этой теме посвящена доступная и глубокая книга архиепископа Сергия Страгородского «Православие и учение о спасении».

С апологией Православия перед лицом протестантизма можно познакомиться по следующим книгам: протоиерей Димитрий Владыков. Православная Церковь и сектанты (первое издание этой книги называлось «Руководство для бесед с адвентистами, баптистами, нашковцами и другими сектантами» и было издано тремя томами в Ахтырке в 1913-1914 гг.); Н. Варжанский. Доброе исповедание; Н. Варжанский. Оружие правды; диакон Иоанн Смолин. Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений; Миссионерский путеводитель по Библии; священник Игорь Ефимов. Современное харизматическое движение сектантства.