PROTESTANTS ABOUT ORTHODOXY

** Разным языкам присущ не только разный словарь и разный звуковой состав. В систему языка (и шире – речевого поведения) входят и интонация и жестикуляция. Даже по пальцам люди разных народов считают по-разному – то начиная с большого пальца, то с мизинца; кто загибает пальцы, а кто разгибает. Так вот, русские ученики протестантских миссионеров довольно явственно выделяются из своих сверстников именно речевой интонацией и жестами, сопровождающими речь. Вроде бы и без акцента говорит очередное «дитя» – а все же как-то не по-нашему...

††††††††††††††††††† Это – из «Открытого письма Миссионерского координационного совета всем западным организациям, заинтересованным в распространении Евангелия в бывшем Советском Союзе». Принято в Алма-Ате 23 марта 1993 года. Подписали члены МКС: Отонас Бальчюнас (Литва), Семен Бородин (Россия), Андрей Бондаренко (Латвия), всего 10 подписей.277

‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ Можно вспомнить соборы Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры, Новгородскую Софию.

§§§§§§§§§§§§§§§§§§§ Кажется понимают это и сами протестанты, и мне известны случаи исключения студентов из адвентистской семинарии за чтение книг русских религиозных философов.

******************** Надеюсь, что читателю уже понятно, что и на остальные упреки протестантов Православию (почитание святых, мощей, молитвы за усопших), оставшиеся вне рассмотрения данной книги, в православной традиции есть свои, достаточно продуманные ответы.

Например, односторонность протестантского тезиса о «спасении через веру без дел» я не стал рассматривать в этой книге, поскольку именно этой теме посвящена доступная и глубокая книга архиепископа Сергия Страгородского «Православие и учение о спасении».

С апологией Православия перед лицом протестантизма можно познакомиться по следующим книгам: протоиерей Димитрий Владыков. Православная Церковь и сектанты (первое издание этой книги называлось «Руководство для бесед с адвентистами, баптистами, нашковцами и другими сектантами» и было издано тремя томами в Ахтырке в 1913-1914 гг.); Н. Варжанский. Доброе исповедание; Н. Варжанский. Оружие правды; диакон Иоанн Смолин. Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений; Миссионерский путеводитель по Библии; священник Игорь Ефимов. Современное харизматическое движение сектантства.

1 Передача «Целительное слово» на телеканале «Санкт-Петербург». 1994, 12 июня.

2 Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, с.64.

3 Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Н.Новгород. 1996, с 194.

4 Булгаков С.Н. Современное арианство // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1918, с.146.

5 Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996, с.147.

6 Traduction oekoumenique de la Bible. Paris, Cerf, 1988, а также в New international version.

7 Майбурд Е. Ловцы человеков сетями лжи // Независимая газета. 1993, 23 сентября.