Commentary on the Gospel of John

     Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли отпущу вам Царя Иудейского? 

Когда Пилат спросил Господа, Царь ли Он, Он отвечал: "Я на то родился", то есть чтобы быть Царем. Я имею это по существу и по рождению от Отца. Ибо то самое, что Я родился от Царя, свидетельствует, что Я - Царь. Посему, когда слышишь, что Отец дал Сыну жизнь, и суд, и все прочее (Ин. 5, 22. 26), то слово "дал" понимай вместо "родил" Его, так что Он имеет жизнь, судит, и все это приходит от Отца к Сыну по естеству. "На то Я пришел в мир" сей, чтобы сказать это, и научить, и убедить всех в том, что Я - Царь, Владыка и Господь. Желая этим привлечь внимание Пилата и склонить к выслушанию Своих слов, говорит: "всякий, кто от истины, слушает гласа Моего". Посему и ты, Пилат, если ты чадо истины и любишь ее, послушаешь Моего гласа и поверишь, что Я - Царь, но не такой, каковы цари мира сего, имею власть не приобретенную, а природную, присущую Мне по самому рождению от Бога и Царя. Делает здесь намек и на то, что иудеи не суть от истины, потому что не хотят слушать гласа Его; если же они не от истины, то, без сомнения, вымыслили на Него все ложно, и Он истинно не повинен смерти. Этими немногими словами Он так пленил Пилата, что Пилат спросил об истине, что она такое. Ибо она почти исчезла между людьми, и никто не знал ее, а все были уже в неверии. Но поелику этот вопрос требовал особого времени для разрешения, а теперь нужно было избавить Иисуса от неистовства иудеев, то Пилат выходит к ним и говорит: "Я никакой вины не нахожу в Нем", и говорит это разумно. Ибо не сказал: хотя Он погрешил и достоин смерти, но для праздника простите Ему: но сначала объявил Его свободным от всякой вины, а потом уже предлагает им и об отпуске Его. Посему, если Иисус будет отпущен, то им Он не обязан нисколько: ибо они отпустили невинного. Если осудят Его, этим докажется злоба их, потому что осудили невинного. Смотри: и название "Царя Иудейского" имеет некоторый свой смысл: "Пилат этим, очевидно, высказывает то, что Иисус нисколько не виноват, но что они напрасно обвиняют Его, будто Он домогается царства. Ибо того, кто выдает сам себя за царя и восстает против владычества римлян, правитель римский не отпустил бы. Посему, сказав: "отпущу Царя Иудейского", Пилат объявляет Иисуса решительно невинным и насмехается над иудеями, говоря как бы так: на Кого вы клевещете, что Он выдает Себя за царя, Кого вы называете бунтовщиком и мятежником, Того я признаю нужным отпустить, очевидно, потому, что Он не таков. - Некоторые в словах: "Я на то родился" - разумели указание не на предвечное рождение от Отца, а на рождение в последнее время от Девы. Я для того соделался человеком и родился от Марии, чтобы погубить ложь и диавола и доказать, что Божеское естество царствует над всеми. Итак, истина состоит в том, чтобы познавали Меня и чрез это познание спасались, Я для того пришел, чтобы сообщить людям истинное познание о Боге и даровать им спасение. - Достойно исследования то, по какому поводу возник у иудеев обычай отпускать ради Пасхи одного узника. На это можно, во-первых, сказать то, что учащие учениям, заповедям человеческим (Мк. 7, 7), весьма много вводили от своего мудрования, но не соблюдали заповедей Божиих. Так и это ввели без разумного основания, между тем как в прочих случаях оставляли обряды, предписанные законом. Потом, можно сказать, что и в Писании находится похожее законоположение, с которого они могли взять повод ко введению в обычай таких отпусков лиц осужденных. Ибо о невольном убийстве написано: "если кто-нибудь не по вражде и без особенного намерения причинит зло ближнему, бросит сосуд или камень, а упавшая вещь поразит проходящего, и человек этот умрет; то такой убийца - невольный. Рассудит же об этом вся синагога (собрание), и освободят его от смерти, ибо он убил не злонамеренно, но поместят его во град убежища, то есть накажут изгнанием". Отсюда, быть может, как мы догадываемся, взяли они повод и ввели такой обычай, чтобы отпускать одного из осужденных за убийственное намерение. Закон предписывает это дело вести синагоге иудейской, но как иудеи были во власти римлян, то и право отпускать узников они предоставляли начальникам римским, как теперь Пилату.

     Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник. 

(This verse of Blessed Theophylact is referred to the next, 19th chapter, and constitutes its beginning.)

Chapter Nineteen

Then Pilate took Jesus and ordered Him to be beaten. And the soldiers, having wove a crown of thorns, put it on His head, and clothed Him in a scarlet robe, and said, Rejoice, King of the Jews! and they smote him on the cheeks. Pilate went out again and said to them, "Behold, I bring him out to you, that you may know that I find no fault in him." Then Jesus came out wearing a crown of thorns and a scarlet robe. And Pilate said to them, Behold. Person! And when the chief priests and officers saw him, they cried out, "Crucify him!" Pilate said to them, "Take Him and crucify Him; for I find no fault in him. The Jews answered him, "We have the law, and according to our law he must die, because he made himself the Son of God." 

See to what extent the malice of the Jews is manifested. Barabbas, a notorious robber, is begged to be set free, and the Lord is betrayed. Pilate scourges Him, wishing at least to calm and tame their fury. Since he could not deliver Him from their hands with words, he scourges, hoping thereby to restrain their fury; He allows them to put a chlamys on Him and put a crown on Him, also in order to appease their anger. But the soldiers do everything to please the Jews. They heard Pilate say, "I will release the King of the Jews; therefore they mock Him as a king. For it was not by Pilate's command that they did this either, who went against Jesus by night, without the knowledge of the governor, but to please the Jews, for money. Pilate is faint-hearted and unvengeful in his attitude towards the Jews. He leads Jesus out, wanting once more to quench their rage. But they did not tame themselves with this, but shouted: "Crucify Him, crucify Him!" But Pilate, seeing that all that he did was in vain, said, "Take it and crucify it; for I find no fault in Him." And he says this, urging them to do something that is not permitted to them, so that Jesus may be released. I, he says, who have the power to crucify, find no fault; but you, who have no power to crucify, say that He is guilty. So, take Him and crucify Him. But you have no power. So this Man must be released. This is Pilate's goal. He is more merciful, but not insistent on the truth. And they, being put to shame by this, say: "According to our law He must die, because He made Himself the Son of God." See how malice does not agree with itself. Pilate had said to them before, "Take Him, and judge Him according to your law; They did not agree to this. Now they say that according to our law He must die. Formerly they had accused Him of pretending to be a King; and now, when this lie has been exposed, they accuse Him of pretending to be the Son of God. And what is the fault here? If He does the works of God, what prevents Him from being the Son of God? Look at the Divine economy. They delivered the Lord to many judgment seats, in order to defame Him and darken His glory; but this disgrace is turned on their head, for in the most accurate investigation of the matter His innocence is still more proved. How many times even Pilate declared that he found nothing in Him worthy of death.

     And when Pilate heard this word, he was more afraid, and went back into the praetorium, and said to Jesus, Where art thou from? But Jesus did not give him an answer. Pilate said to Him, "Do you not answer me? Do you not know that I have power to crucify you, and I have power to let you go? Jesus answered, "You would have no authority over me, unless it had been given to you from above; therefore greater sin is on him who delivered me to you.