KLHMENTOS-STRWMATEWN TRITOS-СТРОМАТЫ-КНИГА ТРЕТЬЯ-Гностики о сексуальной жизни и браке-Валентин, Василид и Исидор о браке

философии.

1 Cf. Mt. 19:11. Но Климент, по-видимому, пользуется каким-то иным источником.

2 Некоторые исследователи полагают, что эта фраза является поздней глоссой.

3 Далее Климент цитирует Этику Исидора, текст см. в разделе, посвященном Василиду и Исидору.

4 I Cor. 7:9.

5 Пассаж довольно сложен, текст местами очевидно испорчен. В данном месте я следую чтению, предложенному Hilgenfeld и принятому Chadwick. Чтение манускрипта a)nte/xou, т.е. борись, в то время как Епифаний, который цитирует Климента, пишет a)ne/xou сдайся. Таким образом, как же именно Исидор советует поступить со сварливой женой остается непонятным!

6 Исидор советует, по-видимому, поступить так же, как Невыразимый Бог из мифа (см. свидетельство Епифания об учении последователей Валентина, Panarion, 31, 5, 5). Если к тебе пристает жена, удовлетвори ее и «успокойся».

7 Эта часть добавлена издателем, как необходимая по смыслу.

8 2 Cor. 11: 13-15.

9 Выдержка из какого-то стоического источника. Cf. SVF III, 11.

10 Cf. Gal. 6: 2.

11 I Cor. 7: 9.

12 Очевидно, речь идет о гностической Монаде, которая сначала была одна, затем породила Идею, из союза с которой возник мир (Irenaeus, Adv. haer. I 25). Имеются свидетельства о том, что некие религиозные торжества, посвященные богу Harpocrates (прообразом которого был египетский бог Гор), действительно проводились в Кефалейе. Подобие имени этого бога имени Карпократа могло навеять Клименту это сопоставление. Епифан означает «воплотившееся божество», что также служит намеком. Однако такое отождествление Епифана сына Карпократа с неким богом, вероятно, является ошибкой.

13 Буквально: «Бог – Солнце, источник дня и Отец, etc.» фактически показывает, что речь здесь идет о солярном культе. Далее в тексте эта метафора продолжает развиваться.

14 Т.е. «закон, согласно которому следует размножаться».

15 Metegra/fh ga?r a)/n может означать также записали (канонизировали) традицию или изменили.

16 Rom. 7: 7.

17 Такая теория происхождения частной собственности привлекала не только ранних христиан и гностиков. На заре французской революции Ж.-Ж. Руссо начинает вторую часть своего сочинения «О происхождении неравенства» такими словами: «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Не верьте ему! Остерегитесь этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плоды земли принадлежат всем, а сама она – ничья!.. По всей видимости, наши гностики видели свою миссию именно в этом».

18 Exod. 20: 17.

19 Euripides, fr. inc. 895.