«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мысль об этом, однако, отнюдь не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот – "восклонитесь, – говорит об этом Сам Господь, – и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21, 28).

Сколь ни злы и страшны слуги грядущего Антихриста, так тщательно подготовляющие ныне его пришествие, сколь ни страшен приход его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, Господь наш сильнее их всех, и главное для нас это – до конца сохранить верность Господу, Который, как мы хорошо знаем, "убьет Антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Сол. 2, 8).

За эту верность свою Господу мы и должны бороться всеми своими силами, хотя бы нам пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни с чем земным не сравнимая, награда ожидает нас за это. "Будь верен до смерти, – говорит Сам Господь, – и дам тебе венец жизни" (Апок. 2, 10).

Дух Антихристов и предтечи Антихриста

Учение об Антихристе входило в состав первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2-ой главы Второго Послания св.. Апостола Павла к Солунянам.

Дав в 3-4 стихах этой главы характеристику Антихриста, св. Апостол пишет дальше Солунянам: "Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?" (ст. 5). Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни св. Апостол Павел не только не обошел молчанием учения об Антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем втором послании он только повторяет сказанное им прежде об Антихристе устно.

Почему же так важно знать это учение?

Потому что, как предостерегают нас святые отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает Антихриста и поклонится ему.

Неужели можно не узнать Антихриста?

Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об Антихристе древними св. отцами Святитель Игнатий (Брянчанинов):

"Антихрист назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания: не понимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу... Предложит Антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут Антихриста, нарекут его своим владыкой. Откроет Антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес... он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю" (том IV, стр. 297). Антихрист с восторгом будет принят отступниками от христианства, но достойно глубокого внимания и плача, как отмечают святые отцы, что сами избранники будут в недоумении относительно личности Антихриста, настолько искусно сумеет он прикрыть от внешних взоров гнездящееся в нем сатанинское зло. "Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням" (там же). Все, кто откажутся поклониться Антихристу, попадут в самое мучительное и затруднительное положение: "малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством и мнению их будут придавать особенную немощь, общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием" (там же).

Благочестивый читатель, не находишь ли ты, что нарисованная выше картина в какой-то мере напоминает то, что уже происходит в мире?

Да! Но где же Антихрист? Разве он уже пришел?

Самого Антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи Антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы Антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она и велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так еще св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух Антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (4, 3); "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына" (2, 22), и, наконец: "Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов" (2, 18). Ученый толкователь Священного Писания епископ Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя "Антихрист" стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя, как известного определенного лица, тогда как другие "антихристы" не стоят с определенным членом и, следовательно, как "многие", отличаются от него. Эти "многие антихристы" суть только предтечи Антихриста, который явится перед Вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они – как бы "прообразы" своего "первообраза" – грядущего единоличного Антихриста. Они – носители духа Антихристова, и их задача – подготовить подходящую почву для прихода Антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.