«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Потому что, как предостерегают нас святые отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает Антихриста и поклонится ему.

Неужели можно не узнать Антихриста?

Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об Антихристе древними св. отцами Святитель Игнатий (Брянчанинов):

"Антихрист назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания: не понимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу... Предложит Антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут Антихриста, нарекут его своим владыкой. Откроет Антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес... он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю" (том IV, стр. 297). Антихрист с восторгом будет принят отступниками от христианства, но достойно глубокого внимания и плача, как отмечают святые отцы, что сами избранники будут в недоумении относительно личности Антихриста, настолько искусно сумеет он прикрыть от внешних взоров гнездящееся в нем сатанинское зло. "Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням" (там же). Все, кто откажутся поклониться Антихристу, попадут в самое мучительное и затруднительное положение: "малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством и мнению их будут придавать особенную немощь, общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием" (там же).

Благочестивый читатель, не находишь ли ты, что нарисованная выше картина в какой-то мере напоминает то, что уже происходит в мире?

Да! Но где же Антихрист? Разве он уже пришел?

Самого Антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи Антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы Антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она и велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так еще св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух Антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (4, 3); "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына" (2, 22), и, наконец: "Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов" (2, 18). Ученый толкователь Священного Писания епископ Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя "Антихрист" стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя, как известного определенного лица, тогда как другие "антихристы" не стоят с определенным членом и, следовательно, как "многие", отличаются от него. Эти "многие антихристы" суть только предтечи Антихриста, который явится перед Вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они – как бы "прообразы" своего "первообраза" – грядущего единоличного Антихриста. Они – носители духа Антихристова, и их задача – подготовить подходящую почву для прихода Антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.

Эти "предтечи" Антихриста и руководят тем мировым процессом, который св. Апостол Павел назвал "отступлением" (2 Солун. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного Евангельского учения и в подмене Евангельских заветов иными идеалами. Губительность этих идеалов, предлагаемых человечеству "предтечами" Антихриста, – в том, что они кажутся иногда приемлемыми для христианина, совместимыми с христианством, а в действительности – глубоко противны ему, как льстящие человеческим страстям и похотям и утверждающие падшую природу человека в ее падении.

Можно ли проследить этот процесс "отступления" в истории и в жизни?

И можно и должно! Должно для того, чтобы уберечь себя и ближних от вовлечения в этот процесс, чтобы устраниться от него, чтобы спасти себя от заражения все более и более утверждающимся в мире духом Антихриста.

Диавол, конечно, не мог примириться с появлением в мире христианства, а потому мы видим "дух Антихриста" действующим в христианском человечестве уже в апостольские времена. Первыми "предтечами Антихриста" были Симон-волхв, Керинф, Николаиты, с которыми должны были бороться св. Апостолы. Затем – гностики и целые скопища всевозможных еретиков, с которыми боролись на протяжении ряда веков Святые отцы и учители Церкви. В первые десять веков христианской эры дух подлинной веры и благочестия был, однако, еще настолько силен в христианах, что одерживал каждый раз блистательную победу над "духом Антихриста", и Церковь Христова, несмотря на все постигшие ее тяжкие испытания, торжествовала над своими врагами.

Но вот, к середине XI столетия "дух Антихристов" настолько укоренился на Западе, что смог отторгнуть совсем от единения со всей Вселенскою Церковью целую половину христианского человечества. Результатом этого явилось "папство" с его различными отступлениями от подлинного христианского учения о вере и благочестии – с новоизмышленными догматами, с поврежденной нравственностью, с индульгенциями, "священной инквизицией" и тому подобными извращениями.

Эта была первая решительная победа, одержанная "предтечами" Антихриста.

За ней вскоре последовали другие.