«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вспомним, как блаженнейший митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви За границей, в своей замечательной статье "Чем отличается православная вера от западных исповеданий?" писал о глубокой разнице между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а "инославие" берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни. "Православие смотрит на христианство, как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор, пока она не войдет в эту норму, а "инославие" смотрит на основы современной культурной жизни как на факт непоколебимый и лишь в области существующих частных разновидностей его указывает те из них, которые наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Православие требует нравственного героизма – подвига, "инославие" высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для православного человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, – исторически сложившийся механизм современной жизни, – ничтожный призрак, для "инославного" – учение о будущей жизни – возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь".

Золотые слова, указывающие нам ясно и ярко на ту поистине бездонную пропасть, которая отделяет истинно-христианскую веру – Православие от ее искажения – "инославия"!

Там – подвиг, устремление в вечность, здесь – крепкая привязанность к земле, вера в прогресс человечества на земле.

Далее столь же ярко и справедливо Владыка Антоний устанавливает, что "Православная Вера есть вера аскетическая", что "то благоустройство, которого ждут на земле поклонники "суеверия прогресса" (по удачному выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться по той простой причине, говоря откровенно, что плохо верят в Воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют "исчезающим паром" (Иак. 4, 14). Вот почему псевдо-христианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться, "совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол. 3, 9).

"Если проследить все заблуждения Запада, – пишет далее Владыка Антоний, – как те, которые вошли в его вероучения, так и присущие его нравам, то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства, как подвига постепенного самоусовершенствования человека".

"Христианство есть религия аскетическая, – так заканчивается эта прекрасная сильно и вразумительно написанная статья – "Христианство – это учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей: условия эти внутренние, и – отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которого единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству".

Что же мы видим теперь в современном "Православии" – "Православии", вступившем в так называемое "экуменическое движение"?

Полное отрицание вышеперечисленных святых истин – иными словами: отказ от Истинного Православия на почве духовного слияния с инославным Западом.

"Православие", ставшее на путь "экуменизма", думает не о том, чтобы все более и более опускающуюся в религиозно-нравственном отношении современную жизнь поднять до уровня евангельских заповедей и требований Церкви, а о том, чтобы самую Церковь "приспособить" к уровню понизившейся жизни.

На этот путь фактического отказа от самого существа Св. Православия – подвига, ради искоренения страстей и насаждения добродетелей, – стали у нас в свое время так называемые "живоцерковники" и "обновленцы". Движение это мгновенно перекинулось из России, поверженной во прах лютыми богоборцами, и в другие православные страны. Еще жив у нас в памяти "Всеправославный Конгресс", созванный печальной памяти Вселенским Патриархом Мелетием IV в 1923 году, на котором замышлялись такие "реформы", как женатый епископат, второбрачие священников, упразднение монашества и постов, сокращение богослужения, упразднение особой одежды для духовенства и т. д.

Несмотря на тогдашний провал этих нечестивых замыслов, темные силы, конечно, не успокоились, и продолжали с тех пор упорно и настойчиво действовать, находя себе послушные орудия в рядах церковной иерархии разных поместных православных церквей. И в настоящее время, по попущению Божию, они достигли большого успеха: почти все православные поместные церкви уже вступили в "экуменическое движение", ставящее себе задачей упразднение всех ныне существующих церквей, в том числе, конечно, и Православной, и создание какой-то совершенно новой "церкви", которая будет уже вполне "идти в ногу со временем", отбросив как ненужную ветошь, как нечто "устаревшее", "отставшее от века", все подлинные основы истинного христианства и, в первую очередь, конечно, подвиг, как необходимейшее условие главной задачи христианина – искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.

Вот, например, перед нами официальный документ этого рода, принадлежащий сербской поместной церкви: журнал "Богословие", издаваемый Православным Богословским Факультетом в Белграде – год VIII, выпуски 1 и 2 за 1964 г. В этом журнале мы находим передовую статью, озаглавленную буквально так: "Необходимость кодификации и издания нового сборника Православной Церкви". Автор сей статьи лукаво утверждая, что "идеальные принципы Церкви остаются всюду и всегда неизменными", тем не менее пытается доказать, что канонический сборник нашей Православной Церкви – это только продукт давно ушедшего в вечность времени, а потому он не отвечает требованиям современной жизни и должен быть упразднен и заменен другим. Этот новый канонический сборник, видите-ли, "должен быть приведен в согласие с основными принципами жизни", с которыми Церковь якобы "всегда считалась". "Наше время, – говорит этот лукавый автор, – во многом отличается от времени, когда происходили вселенские соборы, на которых составлялись эти каноны, а потому эти каноны не могут теперь применяться".

Посмотрим теперь, какие же именно каноны этот автор-модернист считает устаревшими и подлежащими отмене?

Вот они!