«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что же это такое происходит в мире, и как может современный мир, столько столетий, по-видимому, живший в христианстве, гнать христианство?

Во всем этом нет для нас ничего неожиданного: обо всем этом мы уже давно предупреждены Словом Божиим. Но горе тому, кто упорно закрывает глаза на это, не желая видеть, к чему призывает нас быть готовыми Слово Божие.

В мире, по словам св. Апостола Павла, "деется тайна беззакония" (2 Сол. 2, 7) – происходит все усиливающийся процесс "отступления" христиан от Христа, процесс, который в конечном итоге своем должен привести к открытию "человека греха, сына погибели – антихриста" (2 Сол. 2, 3). Этот страшный процесс "отступления" за последнее время так явно и очевидно обнаруживает себя во всех сторонах жизни, что только слепой может не видеть, к чему он ведет: все совершающееся ныне в мире есть ничто иное, как тщательная подготовка царства Антихриста, в которой принимают самое деятельное участие, как открыто отрекшиеся от Христа, так и продолжающие еще наружно носить имя "христиан".

Первым важным этапом на пути этого "отступления" было отпадение от Православия Запада с папским престолом во главе. Разве не антихристово начало положено в основу папского притязания стать непогрешимым "наместником Сына Божия" на земле? Разве не дает себя ощутить дух антихристов в этом стремлении "заместить", как бы "подменить" собою Христа для всех верующих в Него? А дух противохристианской гордыни, так очевидно приводящий к "прелести" в духовной жизни, непомерное властолюбие, жаждущее подчинить себе весь мир, –- разве все это не характерные черты Антихриста?

Такое извращение духа Христова в отколовшемся от Православия западном христианстве повлекло за собой целый ряд лжеучений и страшное моральное растление. Осталась одна видимость христианства, внешность его, лишенная подлинного духа жизни во Христе.

Все это вызвало к жизни второй губительный этап "отступления" – появление так называемого "гуманизма", породившего на Западе новую эпоху – эпоху Возрождения. Эпоха "гуманизма", или "Возрождения", явившаяся как реакция извращенному на Западе христианству, была в сущности отречением от христианства и возвращением к идеалам язычества. Она провозгласила культ сильной, здоровой, красивой человеческой плоти, и духу Христова смирения и послушания противопоставила дух самомнения, самоуверенности и обоготворения человеческого "разума".

Как протест против извращенного христианства, на почве того же гуманистического идеала, признавшего "разум" высшим критерием жизни, явилось на Западе религиозное движение, получившее название "протестантизма". Протестантизм с его бесчисленными ответвлениями – всевозможными сектами – не только в корне исказил все учение истинного христианства, но и отверг самый догмат Церкви, поставив самого человека высшим для себя авторитетом, и дошел до отрицания веры в Божество Иисуса Христа, Основателя Церкви.

Зазнавшаяся человеческая гордыня, наконец, совсем отступает от Бога, начинает дерзко отвергать даже самое бытие Божие, и человек самого себя провозглашает как бы богом. Обуянный гордыней, самомнением, уверенностью в своих неограниченных силах, возможностях и способностях человек, воспитанный на идеалах "Возрождения", уже не видит для себя никакой в стремлении к заповеданному Евангелием духовному совершенствованию и естественным порядком все глубже и глубже низвергается в бездну духовного падения и нравственного растления. На первый план выступает служение плоти, вследствие чего духовные потребности все более и более заглушаются, подавляются и, наконец, дабы раз навсегда покончить с неприятным голосом совести, живущем в духе человека, самый дух объявляется несуществующим.

Таким образом появляется "материализм" – родное детище "гуманизма", естественное и логичное развитие его идей. Идеал сытого желудка, прикрывшись громким "ученым" наименованием "идеала социальной справедливости", "социальной правды", стал высшим идеалом человечества, отрекшегося от Христа. И это понятно! Разве мог бы возникнуть так называемый "социальный вопрос", если бы люди остались верны истинному христианству, воплощенному в жизни?

На почве материализма, в свою очередь, уже естественно возникают, в силу прямой логической необходимости учения "социализма" и "марксизма-коммунизма". Гуманизм и материализм, отвергнувшие духовное начало в жизни человека, провозгласившие самого человека "богом" и тем самым узаконившие самоутверждающуюся человеческую гордыню и животный эгоизм, привели к тому, что законом человеческой жизни, на почве постоянного столкновения интересов людей-эгоистов, сделалась ожесточенная борьба. В результате этой так называемой "борьбы за существование" более сильные, более умные и хитрые, более ловкие люди естественно стали притеснять и угнетать менее сильных, менее умных и хитрых, менее ловких. Ведь закон Христов, повелевающий "друг друга тяготы носить" (Гал. 6, 2) и "не себе угождать" и "не делать другому того, чего себе не желаешь" (Деян. 15, 29), но "любить ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22, 39), был изгнан из жизни. Поэтому-то стало все более расти и шириться так называемое "социальное зло", увеличиваться и множиться "социальные неправды", "социальные язвы" общества. А так как жизнь делалась все более и более невыносимой вследствие все разраставшегося эгоизма и насилия одних людей над другими, то естественно было "что-то" придумать, дабы попытаться установить для всех одинаково сносный и приемлемый порядок жизни. И вот – "социализм", а затем крайнее выражение его – "коммунизм", ставшие модными учениями, которые обещали людям избавление от всех "социальных неправд" и установление на земле мирного и безмятежного райского жития, при котором все были бы счастливы и довольны. Но учения эти задались целью лечить язвы человеческого общества негодными средствами. Они не хотели видеть, что зло современности коренится в самых глубинах человеческой души, отступившей от единственного-спасительного евангельского учения, и наивно думали, будто достаточно переменить несовершенный, по их мнению, государственный и общественный строй жизни, чтобы на земле сразу водворилось общее благоденствие, и жизнь сделалась раем. Для этой необходимой, как они утверждали, и благодетельной перемены наиболее крайние социалисты, как например, коммунисты, предлагали даже насильственные меры, вплоть до пролития крови и физического уничтожения людей, с ними несогласных. Иными словами: зло они думали победить злом же, притом злом, еще более горшим и несправедливым по своей жестокости и беспощадности.

"Великая Французская Революция", пролившая целые потоки человеческой крови, была первым их опытом. Она ясно показала, как бессильны люди устроить на земле свою жизнь без Бога, и к каким ужасным последствиям приводит человека отступление от Христа и Его спасительного учения.

Но возврата назад уже не было: процесс "отступления" зашел уже слишком далеко.

И вот третьим, самым важным этапом ныне столь быстро развивающегося на наших глазах "отступления", явилась страшная кровавая катастрофа, постигшая нашу несчастную Родину-Россию в 1917 году. Разыгранная по примеру "Великой Французской Революции" 1789 года наша русская революция может по всей справедливости рассматриваться как самое большое достижение слуг грядущего Антихриста. В лице Православной России было сломлено самое главное препятствие на пути победно шествующего попущением Божиим "отступления": не стало мощного оплота истинно-христианской веры и Церкви в мире, И Антихристу, в лице его слуг, по выражению нашего отечественного толкователя Апостольских посланий (святителя Феофана Затворника), стало "действовать просторно".

С тех пор, как мы это наблюдаем теперь, "отступление" пошло вперед, уже не встречая себе серьезных преград, гигантскими шагами.