«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Страшные потрясения, неслыханные в истории с первых веков христианства, пережила и доселе продолжает переживать наша Русская Православная Церковь. Но не столько те кровавые гонения, которые уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себе были страшны, сколько то внутреннее разложение, которое началось в ней, а с нею и во всей Православной Церкви после большевистского переворота. Мы имеем в виду тот тлетворный дух, который стал ярко обнаруживать себя, вылившись сначала в так называемое "живоцерковническое" и "обновленческое" движение, а затем и в губительное соглашательство с богоборческой коммунистической властью. Это был дух "отступления" в недрах самой Православной Церкви, который породил всевозможные разделения и расколы, как на Родине, порабощенной большевиками, так и за границей. Этот дух "отступления", конечно, гораздо опаснее и губительнее для душ, нежели открытые кровавые гонения. Ведь это – внутренняя измена Христу-Спасителю при сохранении внешне лишь видимой верности Ему.

Не об этом ли как раз и предрекал более 80-ти лет тому назад в своем толковательном труде на 2-е послание к Солунянам святитель Феофан Вышенский, говоря: "Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное" (стр. 491-492). Ведь Сам Христос в Своей Нагорной проповеди ясно сказал, что "никто не может служить двум господам" (Мф. 6, 24); невозможно служить одновременно Богу и "маммоне", то есть "миру сему, во зле лежащему", нельзя угождать в одно и тоже время и Христу и Велиару, то есть слугам грядущего Антихриста, в лице явной или тайной богоборческой власти.

С падением Православной России действительно не стало более "удерживающего" (2 Солун. 2, 7), как неоднократно предрекал о том и святитель Феофан, и наш великий всероссийский праведник о. Иоанн Кронштадтский, и многие другие духоносные прозорливцы нашего времени, – и все в мире расшаталось, будучи потрясено в своих вековых устоях. Дух "отступления" с необыкновенным цинизмом и бесстыдством стал проявлять себя повсюду в мире во всех областях личной, семейной, общественной и государственной жизни, как никогда прежде. Целые миллионы людей, бывших христиан по рождению, не стыдились открыто и во всеуслышание заявлять о своем неверии и безбожии, и государственная власть официально регистрировала их как не принадлежащих ни к какому вероисповеданию; безнравственность достигла ужасающих размеров, разврат и порнография в большинстве случаев не только не преследуются, а даже культивируются власть имущими, вплоть до систематического развращения молодого поколения в школах; почти исчезли прежние понятие о долге, чести, благородстве и совести – на первое место ставится грубая корысть, чисто эгоистический расчет, материальные выгоды и плотские наслаждения.

Особенно горько за современную молодежь, которая почти лишена духовного горения и того высокого энтузиазма жертвенного служения ближним и увлечения высокими нравственными идеалами, коими отличалась прежняя молодежь. Целью жизни для многих стали лишь карьерные стремления, хорошо обеспечивающая в материальном отношении служба, внешний комфорт и низменные плотские наслаждения. А невероятный рост детской преступности, о котором постоянно пишут газеты, внушает нам самые серьезные опасения за ближайшее будущее.

Одним словом, мир, страшно сказать, христианский мир представляет собой ныне жуткую, безотрадную картину глубочайшего религиозно-нравственного падения.

И вот одновременно с этим, столь резким контрастом со всей этой жуткой действительностью, все чаще и чаще, все более и более настойчиво звучат многократно повторяющиеся призывы к миру и согласию.

Можно ли поверить при таких условиях, видя все происходящее, в искренность и, главное, в доброкачественность этих призывов?

С целью пропаганды этого "мира" и "согласия" представители богоборческой власти и их покорные слуги в рясах ездят по всему миру, сея семена лжи и пытаясь обмануть и ввести в заблуждение наивных и доверчивых людей; с той же сомнительной целью папский престол создал так называемый "восточны обряд" для введения в заблуждение православных, плохо знающих свою веру, а теперь объявил даже созыв "Вселенского собора", в котором все будто бы "отделившиеся братья" смогут принять участие, хотя в то же время изданная папой энциклика не оставляет сомнений в истинной цели этого "собора" – безусловном подчинении всех папской власти; не отстает от этого стремления к "миру" и "согласию", сам непрестанно создававший столько разделений, в виде огромного количества сект, и протестантский мир, ныне пропагандирующий свое "экуменическое" движение, в сети которого не без успеха пытается завлечь православных, главным образом, из числа зараженных тлетворным духом "живоцерковничества" и "обновленчества".

Как должен отнестись ко всему этому православный христианин?

Ко всякому ли миру и согласию должен он стремиться?

Всякий ли мир и согласие должны быть в очах его ценными, дорогими и близкими его истинно-христианской душе?

Отнюдь нет – решительно отвечает на этот важный вопрос – вопрос христианской совести – великий вселенский учитель и святитель, столп нашей православной веры св. Григорий Богослов. "Не всяким миром, – говорит он, – надобно дорожить, ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие, но должно любить только добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом" (Слово 6, т. 1, стр. 192).

Всего дороже для христианина Истина, ради свидетельствования которой пришел на землю Господь Иисус Христос, как Он Сам сказал Пилату (Иоан. 18, 37). И для истинного христианина может быть только одно единение желательно – единение в Христовой Истине – истине неискаженной, чистой истине, без всякой примеси диавольской лжи, не отравленной никаким компромиссом с нею. С этой точки зрения, неприемлемы для христианина все эти призывы к "миру" и "согласию", ибо они исходят от людей, посягающих на главное сокровище наше – чистую и непорочную истину свято-хранимого нами учения Христова и желающих подменить ее ложью, которая от диавола. Замышляемое ныне врагами чистой Христовой истины "согласие" это – не согласие во Христе. Это то согласие, которое стремится создать для себя желающий подчинить себе всех людей и основать на земле свое царство Антихрист.

Все, что происходит сейчас на верхах религиозной, государственной и общественной жизни людей, есть не что иное, как напряженная работа по подготовке слугами грядущего Антихриста его будущего царства.