«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По учению преподобного Макария, внутрисердечная жизнь частично находится в ведении сатаны, обладая "несколькими ветвями помыслов и намерений" (26, 9). Имея власть "разглагольствовать в сердце", а также имея "много помыслов и предначинании" (40, 5), грех "ежечасно порождает новые помыслы против души" (40, 5), "как отверстие источника всегда источает из себя струю" (15, 46). По мысли святого отца, помыслы греха обнаруживают себя, во-первых, "чаще всего как бы под видом добрых помыслов, что этим можно благоугодитъ Богу... вовлекая душу в предприятия тонкие и благовидные" (26, 12); во-вторых, целенаправленно "производят всякую злую похоть" (38, 4). Из сердечной области "сатанинские силы проходят в ум и в помыслы" (11, 11) и коварно "стараются утаиться и скрыться в мысли человека" (15, 19). Не претерпевая противных действий со стороны человека, "сатана берет силу над помыслами и вводит их в заботу о вещественном и земном" (11, 7). Но в этом внутреннем процессе "дух лукавства, этот разумный двигатель" (42, 3), по мысли аввы. "может побуждать, а не принуждать" (27, 10) человека. Грех, услаждая душу тварным, "соблазняет и убеждает ее" (15, 26) принять предлагаемое.

Преподобный Макарий, описывая действия злой силы на данном этапе духовной брани, указывает возможные последствия в "тактике" сатаны при разном поведении человека. Если человек принимает греховные внушения, или "первенцев" (47, 12), по мысли Преподобного, тогда "внутренний порок, постепенно разливаясь с приумножением (т.е. углубляя и развивая греховную мысль. - Авт.)" (15, 46), "воспламеняет сердце, пробегая по всем членам" (35, 48), и омрачает человека (15, 19). Это значит, что зло "действуя в нас со всей силой ощутительностью" (16, 1), "в ничто обращает и опустошает ум, рассевая помыслы в этом веке" (15, 45). Овладев умом, "грех берет человека в свое подданство", "в каждом с младенчества возрастает, воспитывается, учит худому" (41, 1) и "побуждает к непотребству и к тысячам злых дел" (15, 4).

Если человек "противостоит умом и ведет внутреннюю брань, борется с пороком и не слушается его, не соуслаждается им в помыслах" (15, 26), в таком случае злой дух, "заключив, что душа совершенно избегает его владычества, устремляется с большой наглостью... преследуя скорбями. искушениями и невидимыми бранями" (47, 12). По учению преподобного Макария, более всего "лукавые духи не хотят", чтобы христианин "возрастал" и становился "совершенным мужем", потому что преуспевающий подвижник "начнет вникать в свои домашние дела и домогаться господства" (43, 3). Поэтому "сатана, у которого... много ухищрений" (27, 19), старается удержать душу, укрепляя страсти ложным учением (44, 2). Для этого он направляет свои действия против истины, "стараясь затмить и возмутить ее заблуждением" (17, 13). Например, авва Макарий опытно указывает на лукавые помыслы, которыми христианин сдерживается oт подвигов; так, "устремление к Богу кажется трудным по суровости подвигов добродетели" (4, 17), а также представляется "неудобоисполнимым и невозможным - обратиться от множества предвозобладавших над нами грехов (а такая мысль есть внушение злобы и служит препятствием к: нашему спасению)" (4, 25). Таким образом, путь христианского подвижничества - это постепенное духовное возрастание человека. На этом пути к христианскому совершенству, с помощью Божией благодати, человек опытно определяет причины греха и его развитие. Испытывая действия греха, христианин становится противником самому себе, потому что естество оказывает сильнейшее противодействие спасению души. Приобретая эту опытность, становится искусным подвижником, вместе с тем различая меру и степени в добродетелях. Освящаясь душой, умом, сердцем и направляя волю единственно на стяжание Духа Божия, христианин приобретает состояние совершенства, то есть "единую любовь к единому Богу" (5, 7)

Христианское совершенствование

1. Обожение (τέωσις) личности.

Человеческая личность, благодатно преображенная этической триадой (верой, надеждой, любовью), постепенно формируется - κατά Χριστόν - по Христу, пока не станет "христообразной", пока не обожится. Разумеется, что переход из этической триады в Божественную является таинственным и всегда находится вне анализа как антропистического, так и антропоцентрического понимания. Здесь необходимо благодатно-мистическое переживание (=испытание) самого факта сверхчувственного перехода. Преподобный Макарий Великий является образцом переживания (=испытания) такого таинственного перехода из "этической" триады в Божественную. По его учению, этическая триада положена между человеком и Божественной Триадой. Этическая триада является как бы предтечей, возвещая Троичное Божество, она - этическое введение в догматику христианства. Через нее совершается таинственное этическое совоплощение, совершается процесс обожения личности, ее "отроичение". Обожение - это самая высокая ступень, которую достигает личность, реинтегрированная богочеловеческой "этической триадой". Благодатно-мистическое возрастание личности преподобный Макарий сам пережил (=испытал) и это переживание богодухновенно описывает.

Процесс обожения личности человека всегда находится в категории богочеловечества. Через "этическую триаду" Господь совоплощаетея, соединяется со святыми и верными душами, вносит "душу в душу и ипостась в ипостась" (4, 10), чтобы святые могли "партиципировать жизнь Божества" (4, 9) - Ζωης Θεοτητος μετασχειν, - то есть "возмогли быть причастными жизни Божества" 208 и жить новой, богочеловеческой и бессмертной жизнью (4, 11). Говоря Марии (сестре Лазаря) свои богочеловеческие слова, Господь "дал ей какую-то таинственную силу из Своего существа" εκ της αυτου ουσίας (12, 16), и Его "слова проникли в сердце, душа в душу - φυχη εις φυχήν, и дух в дух - , и Божественная сила исполнила ее сердце" (12, 16).

Усвоение Христа в собственную природу делает людей святыми и обоженными. Святые в этой жизни воспринимают в себя по существу и Его природу - εκ της αυτου ουσίας και φύσεως… (15, 38). Обожение человеческой личности охватывает все ее психофизическое содержание. Человек облачается в "нового наднебесного человека Иисуса Христа": его глаза преображаются в глаза Господни (οφθαλμους προν οφθαλμούς), его уши - в уши Господни, голова его - в голову Господню, чтобы весь - ολος - был чистым, нося поднебесный образ - την επουράνιον ειςόνα" (2, 4). Принимая "небесный дар из существа Божества" - εκ της υποστάσεως της Θεοτητος" (из Божественного существа), христиане становятся "причастниками Божией природы" - Θείας κοινωνοι φύσεως (39, 1). "Для того Господь пришел, чтобы изменить и обновить наши души, и чтобы сделать их сопричастницами Божественной природы - Θείας κοινωνοι φύσεως - и чтобы пашей душе дать небесную душу, то есть Божественного Духа, Который ведет только к истине, чтобы мы могли жить вечной жизнью" - Ζωην αιώνιου Ζησαι (44, 9). Но душа становится участницей в Божественной природе Θείας κοινωνοι φύσεως, через благодатное изменение "этическои триадой" ее ветхого содержания (44, 9).

Всю природу человеческой личности Христос изменяет, восстанавливает и обожает, "срастворяя - κεράσας - со своим Божественным Духом" (44, 1). "Христообразность" христиан по состоянию является таким, что они становятся "христами", от одинакового существа - της αυτου ουσίας - и почти от одного тела" (43, 1), "ибо Который освящает и которые освящаются, все они от Одного" (43, 1. Евр.2:11). "Совершенные христиане есть сыны, и господа, и боги" - θεοί (44, 5). Они реально познают (=испытывают) жизнь, как богочеловеческую реальность. Для них открыто, что все богосозданное является благом и что "всяка тварь Божия добра" (1Тим.4:4). Процесс обожения человеческой личности - от богочеловеческого начатка до полного возрастания - проходит все этапы органического возрастания. Такой человек "постепенно - κατα μικρόν - возрастает до совершенного человека, приобретая полноту совершенства" (15, 41). Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. "Жизнь - это рождение от Бога, ибо без этого невозможно жить душе, как Господь говорит: "Если кто не родился свыше, не может войти в Царство Божие" (30, 3. Ин.3:3). Всю икономию спасения Господь низводит на рождение "из Его Божества" - εκ της Αυτου Θεοτητος (30, 2). Возлюбив "род человеческий как свой собственный образ" - ώς ιδίαν ειςόνα, Господь хочет, "чтобы их (т.е. людей) рождать из самого семени Божества" - εκ της αυτου σπέρματος της Θεοτητος (30, 2).

Рождаясь из Христа Богочеловека, новорожденный (=преподобный) получает богочеловеческий характер и способности, так как в детях, которые родились от семени Христа - εκ της σπέρματος Αυτου, сформирован, изображен - εμορφώθη - Христос (14, 4). Через генетическое родство со Христом человек находит свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является возобновителем, воссоздателем. архитектором личности, как "прекрасный Живописатель, Который в тех, кто верит в Него и непрестанно взирает на Него, живописует небесного человека по Своему образу - κατα την ειςόνα Αυτου, из самого Духа, из существа - εκ της υποστάσεως - Своего несказанного света, рисует небесную икону - и дает душе прекрасного и доброго Жениха" (30, 4):. Богочеловеческая жизнь непосредственно зависит от концентрирования всех жизненно важных сил души в εικών - образ Христа. Душа мертва, если не имеет в себе "жизни души", то есть если не носит "небесный образ Божественного света" (30, 5). Душа не представляет ценности, "если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, то есть Христа, напечатленного в себе" - Χριστον εντετυπωμένον εν αυτη (30, 5).

Христиане познаются по "образу Царя" Христа (38, 1), который имеют в себе. "Если кто не рожден от царственного Духа Божия, и не станет родом небесным и царским, и Божиим чадом..., не может он носить небесный и многоценный бисер, образ несказанного света - την ειςόνα του φωτος του αλαλήτου, то есть Господа (23, 1). Христианин - это таинственное единство горнего света и дольнего мира, физического и метафизического, потому что носит в себе "образ небесного" человека (23, 1). "Небесный образ - Иисус Христос - таинственным образом озаряет душу ныне и царствует в душах святых" (2, 5). Христиане Духом Святым преображаются во образ Христов (5, 10), потому что ради этого пришел Христос (5, 10). Христианин совлекается ветхого, находящегося под властью диавола человека и облекается во Христа (42, 3). Облечься в Христа, стать "христообразным", принять Его образ как свойственный себе - это и есть единственный и предвечный смысл личности (Гал.4:19). Христиане, которые "соединены с Духом Божиим, уподобляются самому Христу" 2. Нельзя считать христианами тех, которые не уподобились Христу, которые не стали "причастниками Божественного естества" и не соединили своей природы с Солнцем Правды - Христом (35, 5). "Чтобы соединиться с Божественной природой" (24, 6), человеку нужно подвизаться подвигом "этической триады". "Когда твоя душа общается с Богом, и войдет небесная душа в твою душу, тогда ты совершенный человек в Боге, и наследник, и сын (32, 6). Духоносные христиане "внутри исполнены Божеством" (26, 15). Обитая в человеке, Божество обоживает человека, делает его богоносным и богообразным. "Силою Духа и духовным возрождением человек достигает совершенства первого Адама и становится даже выше его, потому что делается обоженным" - αποθεουται ανθρωπος (26, 2). Обоженный человек - единственный природный оригинал того, что именуется - "человек". Обожение существенно сближает с Богочеловеком Христом, и человек становится Его "братом и сыном" (14, 8). Отсюда следует, что христиане суть "сыновья небесного Адама, дети Святого Духа, светлые братья Христовы, подобные своему Отцу, светлому духовному Адаму" (16, 3). Божественная Триада единственно вечно новая, и соединяясь с Ней, человеческая личность становится и пребывает "новой тварью" (12, 17).

Вся бесконечно сложная жизнь настоящего христианина, если она устремлена к Троичности, рождается от Бога горним рождением - рождением от Святого Духа - и тогда носит и содержит в себе Христа, который освящает и успокаивает подвижника, и он всегда водим Духом Святым (17, 7). Через "отроиченность" душа освобождается от несовершенства, а достигнув совершенства, то есть совершенно - τέλείως - очистившись от всех страстей и удостоившись соединения с Духом, становится "вся светом, вся оком, вся духом, радостью, покоем, любовью, милостью, добротой и милосердием" (18, 10). Эта "душа, носящая в себе Бога, или носимая Богом, вся делается оком" (33, 2). Духоносные, "отроиченные", "христообразные" люди имеют душу, соделанную с помощью добродетелей Святого Духа, и "внутренне они неукоризненны, непорочны и чисты" Они становятся по благодати - κατα χάριν - тем, чем Бог является по природе (19, 6) - κατα φύσιν, и все их добродетели - ως χάρις - как природа (19, 6). Личность человека соединяется с богочеловеческой личностью Христа. Господь живет в человеке, и человек - в Господе, "и Сам Господь беспрепятственно совершает в нем Свои собственные заповеди, исполняя его плодами Духа" (17, 1). Такой человек ощущает себя "христообразным", обоженным и сущность своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20).

Невозможно точно, путем логического анализа, составить таинственное, благодатно мистическое соединение человеческой личности со Христом, и через Него - с Отцом и Духом Святым. "Обогочеловечение" является синонимом "отроичения". Взращивание личности через "этическую триаду", ее формирование по образу Божию - κατ' ειςόνα Θεου - Христос таинственно совершает Духом Святым, пока личность не станет обителью Святой Троицы 3. Обожение, обогочеловечение охватывает всю личность. Богообразность в характере личности преобладает, грех исчезает, и человек возвращается в состояние до падения, состояние безгрешной богообразности.

Процесс обожения охватывает и все орудия познания духовного бытия. Их соединение с Божеством приводит к состоянию обоженности, обогочеловеченности. "отроиченности". Процесс их обожения богомудро излагается преподобным Макарием. Для полноты попробуем передать его учение об обожении главных "гносеологических орудий" - души, ума, воли и сердца.