«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Усвоение Христа в собственную природу делает людей святыми и обоженными. Святые в этой жизни воспринимают в себя по существу и Его природу - εκ της αυτου ουσίας και φύσεως… (15, 38). Обожение человеческой личности охватывает все ее психофизическое содержание. Человек облачается в "нового наднебесного человека Иисуса Христа": его глаза преображаются в глаза Господни (οφθαλμους προν οφθαλμούς), его уши - в уши Господни, голова его - в голову Господню, чтобы весь - ολος - был чистым, нося поднебесный образ - την επουράνιον ειςόνα" (2, 4). Принимая "небесный дар из существа Божества" - εκ της υποστάσεως της Θεοτητος" (из Божественного существа), христиане становятся "причастниками Божией природы" - Θείας κοινωνοι φύσεως (39, 1). "Для того Господь пришел, чтобы изменить и обновить наши души, и чтобы сделать их сопричастницами Божественной природы - Θείας κοινωνοι φύσεως - и чтобы пашей душе дать небесную душу, то есть Божественного Духа, Который ведет только к истине, чтобы мы могли жить вечной жизнью" - Ζωην αιώνιου Ζησαι (44, 9). Но душа становится участницей в Божественной природе Θείας κοινωνοι φύσεως, через благодатное изменение "этическои триадой" ее ветхого содержания (44, 9).

Всю природу человеческой личности Христос изменяет, восстанавливает и обожает, "срастворяя - κεράσας - со своим Божественным Духом" (44, 1). "Христообразность" христиан по состоянию является таким, что они становятся "христами", от одинакового существа - της αυτου ουσίας - и почти от одного тела" (43, 1), "ибо Который освящает и которые освящаются, все они от Одного" (43, 1. Евр.2:11). "Совершенные христиане есть сыны, и господа, и боги" - θεοί (44, 5). Они реально познают (=испытывают) жизнь, как богочеловеческую реальность. Для них открыто, что все богосозданное является благом и что "всяка тварь Божия добра" (1Тим.4:4). Процесс обожения человеческой личности - от богочеловеческого начатка до полного возрастания - проходит все этапы органического возрастания. Такой человек "постепенно - κατα μικρόν - возрастает до совершенного человека, приобретая полноту совершенства" (15, 41). Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. "Жизнь - это рождение от Бога, ибо без этого невозможно жить душе, как Господь говорит: "Если кто не родился свыше, не может войти в Царство Божие" (30, 3. Ин.3:3). Всю икономию спасения Господь низводит на рождение "из Его Божества" - εκ της Αυτου Θεοτητος (30, 2). Возлюбив "род человеческий как свой собственный образ" - ώς ιδίαν ειςόνα, Господь хочет, "чтобы их (т.е. людей) рождать из самого семени Божества" - εκ της αυτου σπέρματος της Θεοτητος (30, 2).

Рождаясь из Христа Богочеловека, новорожденный (=преподобный) получает богочеловеческий характер и способности, так как в детях, которые родились от семени Христа - εκ της σπέρματος Αυτου, сформирован, изображен - εμορφώθη - Христос (14, 4). Через генетическое родство со Христом человек находит свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является возобновителем, воссоздателем. архитектором личности, как "прекрасный Живописатель, Который в тех, кто верит в Него и непрестанно взирает на Него, живописует небесного человека по Своему образу - κατα την ειςόνα Αυτου, из самого Духа, из существа - εκ της υποστάσεως - Своего несказанного света, рисует небесную икону - и дает душе прекрасного и доброго Жениха" (30, 4):. Богочеловеческая жизнь непосредственно зависит от концентрирования всех жизненно важных сил души в εικών - образ Христа. Душа мертва, если не имеет в себе "жизни души", то есть если не носит "небесный образ Божественного света" (30, 5). Душа не представляет ценности, "если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, то есть Христа, напечатленного в себе" - Χριστον εντετυπωμένον εν αυτη (30, 5).

Христиане познаются по "образу Царя" Христа (38, 1), который имеют в себе. "Если кто не рожден от царственного Духа Божия, и не станет родом небесным и царским, и Божиим чадом..., не может он носить небесный и многоценный бисер, образ несказанного света - την ειςόνα του φωτος του αλαλήτου, то есть Господа (23, 1). Христианин - это таинственное единство горнего света и дольнего мира, физического и метафизического, потому что носит в себе "образ небесного" человека (23, 1). "Небесный образ - Иисус Христос - таинственным образом озаряет душу ныне и царствует в душах святых" (2, 5). Христиане Духом Святым преображаются во образ Христов (5, 10), потому что ради этого пришел Христос (5, 10). Христианин совлекается ветхого, находящегося под властью диавола человека и облекается во Христа (42, 3). Облечься в Христа, стать "христообразным", принять Его образ как свойственный себе - это и есть единственный и предвечный смысл личности (Гал.4:19). Христиане, которые "соединены с Духом Божиим, уподобляются самому Христу" 2. Нельзя считать христианами тех, которые не уподобились Христу, которые не стали "причастниками Божественного естества" и не соединили своей природы с Солнцем Правды - Христом (35, 5). "Чтобы соединиться с Божественной природой" (24, 6), человеку нужно подвизаться подвигом "этической триады". "Когда твоя душа общается с Богом, и войдет небесная душа в твою душу, тогда ты совершенный человек в Боге, и наследник, и сын (32, 6). Духоносные христиане "внутри исполнены Божеством" (26, 15). Обитая в человеке, Божество обоживает человека, делает его богоносным и богообразным. "Силою Духа и духовным возрождением человек достигает совершенства первого Адама и становится даже выше его, потому что делается обоженным" - αποθεουται ανθρωπος (26, 2). Обоженный человек - единственный природный оригинал того, что именуется - "человек". Обожение существенно сближает с Богочеловеком Христом, и человек становится Его "братом и сыном" (14, 8). Отсюда следует, что христиане суть "сыновья небесного Адама, дети Святого Духа, светлые братья Христовы, подобные своему Отцу, светлому духовному Адаму" (16, 3). Божественная Триада единственно вечно новая, и соединяясь с Ней, человеческая личность становится и пребывает "новой тварью" (12, 17).

Вся бесконечно сложная жизнь настоящего христианина, если она устремлена к Троичности, рождается от Бога горним рождением - рождением от Святого Духа - и тогда носит и содержит в себе Христа, который освящает и успокаивает подвижника, и он всегда водим Духом Святым (17, 7). Через "отроиченность" душа освобождается от несовершенства, а достигнув совершенства, то есть совершенно - τέλείως - очистившись от всех страстей и удостоившись соединения с Духом, становится "вся светом, вся оком, вся духом, радостью, покоем, любовью, милостью, добротой и милосердием" (18, 10). Эта "душа, носящая в себе Бога, или носимая Богом, вся делается оком" (33, 2). Духоносные, "отроиченные", "христообразные" люди имеют душу, соделанную с помощью добродетелей Святого Духа, и "внутренне они неукоризненны, непорочны и чисты" Они становятся по благодати - κατα χάριν - тем, чем Бог является по природе (19, 6) - κατα φύσιν, и все их добродетели - ως χάρις - как природа (19, 6). Личность человека соединяется с богочеловеческой личностью Христа. Господь живет в человеке, и человек - в Господе, "и Сам Господь беспрепятственно совершает в нем Свои собственные заповеди, исполняя его плодами Духа" (17, 1). Такой человек ощущает себя "христообразным", обоженным и сущность своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20).

Невозможно точно, путем логического анализа, составить таинственное, благодатно мистическое соединение человеческой личности со Христом, и через Него - с Отцом и Духом Святым. "Обогочеловечение" является синонимом "отроичения". Взращивание личности через "этическую триаду", ее формирование по образу Божию - κατ' ειςόνα Θεου - Христос таинственно совершает Духом Святым, пока личность не станет обителью Святой Троицы 3. Обожение, обогочеловечение охватывает всю личность. Богообразность в характере личности преобладает, грех исчезает, и человек возвращается в состояние до падения, состояние безгрешной богообразности.

Процесс обожения охватывает и все орудия познания духовного бытия. Их соединение с Божеством приводит к состоянию обоженности, обогочеловеченности. "отроиченности". Процесс их обожения богомудро излагается преподобным Макарием. Для полноты попробуем передать его учение об обожении главных "гносеологических орудий" - души, ума, воли и сердца.

2. Обожение души.

С помощью "благодатно-этической триады" (вера, надежда, любовь) мистико-интимные отношения души со Христом развиваются до брачной интимности невесты и жениха. Христос становится "женихом" души, а душа - "невестой Христовой" 4. Охваченная этической триадой, душа горит "ненасытным духовным желанием к Небесному Жениху" (10, 1). До обращения ко Христу посредством "этической триады" душа любодействовала с сатаной. Теперь она "общается только с небесным Женихом" 5, так как, уязвленная любовью, стремится за Ним и горячо желает прекрасного, разумного и таинственного союза с Ним, союза святого и бессмертного 6. Израненную грехом душу человека Бог "очистил и раны исцелил", и "привел ее к Небесному Жениху" (27, 3). Душу, формируемую "этической триадой". Господь очищает от "присутствующего в ней зла и делает ее. Своей беспрекословной и непорочной невестой" (33, 4). Через интимные брачные отношения душа приходит к познанию своей природы и своей цели. Небесный Жених делает ее "не только храмом Божиим, но и дочерью Царя и царицей" 7. Сочетавшаяся Христу душа становится "Церковью Божией" - εκκλησία του Θεου, и все ее силы и стремления сливаются в духовную соборность, потому что душа вступает в гармоничный союз с Небесным Женихом "и соединяется с Небесным" - κνρναται τω επουανίω (12, 15)

Таинственное соединение невесты-души с женихом-Христом совершается постепенно. Прежде всего Бог "воскрешает душу от смерти", потом "очищает от нечистоты" и берет к Себе, изменяя ее постепенно - κατα μικρόν, "пока не, возрастит в Свой собственный возраст". "Расширяет ее и возвышает в бесконечное и неизмеримое возрастание - εις απέρατον και αμέτρητον αυξησιν, пока не станет (душа. - Авт.) непорочной и достойной Его невестой. Сначала рождает ее в Себе и взращивает через Себя, пока (душа) не восприемлет совершенную меру Его любви. Совершенный Жених - τέλειος Νυμψίος - принимает ее, совершенную невесту - τέλειον Νύμψην, в святой и таинственный брачный союз. И тогда душа царствует с Ним бесконечно" (47, 17), и вместе с Ним 8 веселится и общается со Христом "так, как невеста общается с Женихом" (38, 5).

Таинство брака души-невесты и Христа-жениха как бесконечное вырастает в вечное великое таинство Церкви и Христа (Ефес.5:32). Созерцая это бесконечное блаженное таинство, душа преподобного Макария изливается в радостном восклицании: "О. тесное общение невесты с Небесным Женихом!" (25, 8)

Соединение богообразной души со Христом совершается Святым Духом. Когда душа - "ολη εξ ολου" - всецело посвятит себя Господу посредством "этической триады", когда она вся Ему предстоит и непрерывно творит Его заповеди, тогда Святой Дух озаряет, и осеняет, и удостаивает "быть с Ним одного духа и одного состава" - μετ' αυτου εις εν πνευμα και μίαν κρασιν γένεσθαι (9, 12). "Через κρασις - соединение со Христом - душа человека становится воистину как душа Господа" - ως ψυχη του Κυρίου 9, а также и "Господь становится как душа" 10, и Господь, "сидя на троне величества на высоте, в небесном граде, весь с ней (душой. - Авт.) в ее теле - την δε ιδίαν ειςόνα του αρρήτου , потому что Он ее образ (т.е. образ души) - αυτης ειςόνα - поместил на совершенную духовную высоту в небесном граде святых - Иерусалиме, а Свой личный образ неисказимого света Божества поместил в ее теле" - την δε ιδίαν ειςόνα του αρρήτου φωτος της θεοτητος αυτου (46, 4).

Воссозданная "этической триадой" человеческая личность реально бесконечна, потому что богообразной душой она живет в бесконечном Царстве Христа, но такая личность и бесконечно реальна, потому что и в теле, как и в душе, живет образ Христа - та единая бесконечная реальность. "Он (т.е. Христос) служит ей (т.е. душе) в граде ее тела, но и она Ему служит в Небесном> граде" (46, 4). Христос стал душой личности человека. "Господь - истинный художник" - пересозидает сердце, таинственно его обновляя, пока оно не станет таким же, каким было прежде падения человека, и тогда обнаружится богообразная "красота души" - της ψυχης το κάλλος (16,7). Душа благодатно-нравственно соединенная со Христом, пребывая во Христе, вся пребывает и движется в Царстве Святой Троицы. Природа души является обоженной, вся деятельность души троичная, богообразная, "христообразная" (18, 10). "Христообразный", богочеловеческий характер личности сохраняется в процессе продолжительного духовного возрастания, и личность достигает завершающей стадии, когда приимет "всю полноту Христа" и вырастет "в совершенного человека" 11.

Такая личность полностью "христообразна", все ее психофизическое содержание озаряется "христообразной красотой", потому что она "осиянна несказанной красотой образа Христа" (1,2). Христос доходит до последних тайников души, изгоняя из них последнюю частицу греха и всю страстную тьму. Изгоняя грех - эту единственную причину некрасоты и уродливости, созидает "бесстрастную и бесконечную красоту - απάγεια και αφθορον κάλλος - души" 12 и делает душу "престолом славы, восседая и упокоеваясь в ней" (33, 2).