долго чуждаются боги...
О богословии поэтов и философов
(6) Пойдем далее. Наиболее разумные из эллинов приписывали Богу провиденциальную силу. Например, Эпихарм (а он был пифагорейцем) говорит365:
От Бога ничего не утаить, должно тебе это знать.
Он надзирает за нами и нет для него невозможного.
(101, 1) Или лирический поэт366:
Бог может из непроглядной тьмы ночи
извлечь ничем не запятнанный свет,
а из темной туманной мглы – чистое сияние дня, –
Тем самым он говорит, что только Бог может сотворить ночь среди бела дня. (2) Арат же в поэме О Явлениях выразился так367:
Скажем сначала о Зевсе.
Пусть же ни один смертный не дерзнет оставить
его имя неупомянутым. Все полно Зевса, все улицы,
все места народных собраний, глубины моря,
гавани, все свидетельствует о нем.
(3) Далее он добавляет (имея в виду творение):
Ибо и мы его дети –
того, кто милостив к людям.
Он дает знаки начала всему.
Он зовет людей к их делам, поместив звезды на небе
и расположив созвездия. Он увенчал год
этими звездами, и они предназначены знаменовать
людям их сезонный труд,
чтобы все произрастало по порядку.
Поэтому мы всегда взываем к нему.
Начиная всякое дело или его завершая, мы говорим:
Слава тебе Отец, великий и чудесный, всем защита.
(4) И еще до него Гомер, описывая щит, скованный Гефестом, в полном согласии с Моисеем, сказал368:
Там представил он землю, представил и небо и море (...)
Все прекрасные звезды, какими венчается небо.
Действительно, воспеваемый поэтами и авторами прозаических сочинений Зевс возносит наш разум к Богу.
(102, 1) Демокрит представляет это так: «В самом деле, мало на свете людей, которые возносят свои руки к тому, что эллины ныне называют воздухом, и говорят: все Зевс обсуждает369 и все знает, и дает, и отнимает, и царит надо всем».
(2) Пиндар же Беотиец в иносказательной форме – ведь он был пифагорейцем – говорит370:
Один род людей и богов,