«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Далее Святой Василий обобщает и говорит, что плоть Господа в Деве была сотворена созидательным действием Святого Духа, а не через рождение и не по действованию естества: «Если надмирное тело Христово есть от Духа Святого, то оно не может быть от Него рождённым, поскольку Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух (Ин. 3:6). Также оно не может быть действованием Святого Духа, поскольку в простом и бестелесном естестве действование принимает точно такой же характерный для этой сущности признак (то есть нетварность и совечность). А значит остаётся заключить, что фраза от Духа указывает на то, что тело Христово является творением Духа Святого». (Слово пятое против Евномия).

Итак, созидательным действием сотворил Дух Святой богоипостасное тело Владыки нашего Господа, как в прочем и всё, что было сотворено. А не по естественному порядку вещей, как от семени рождаются тела человеческие от одного поколения к другому.

Какой же отсюда мы сделаем вывод?

Поскольку же действование, направленное на внешнее (творение), является, по общему мнению всех богословствующих, единым действованием Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, то значит и плоть Владыки нашего Господа была создана и сотворена из пречистых кровей Девы не только Духом Святым, но и Отцом и Сыном, то есть всей Святой Троицей. Отец благоволил воплощение Сына Своего, Сын же исполнил своё воплощение, Дух же Святой завершил его.

Заметь, что и Архангел Гавриил, благовествуя зачатие Богородицы, также явил всю Святую Троицу, Вышним называя Отца, Силою – Сына, Духом же – Духа Святого, как это изъясняет Феофилакт. Блаженный же Августин в пятом параграфе второй книги о Троице говорит следующее: «Зачатие и деторождение Марии было действием Святой Троицы, Которая созидает и всякое творение созидается» (В третьем слове на Благовещение Иосифа Вриенния, начало которого «Царица Ангелов»).

Итак, поскольку первого человека, Адама, Святая Троица общим советом создала из адама, то есть из девственной земли (что и означает имя Адам по-еврейски), так и нового Адама сотворила из земли Девственной, то есть из девственной утробы Богородицы. И посредством нового Адама Троица Святая совершила воссоздание Адама падшего.

Поскольку же зачатие Девы совершилось зиждительно, то есть созидающей силой Святого Духа, или, точнее сказать, созидающей силой всей Троицы Святой, как мы уже об этом говорили, а не посредством семени, то есть не по естественному порядку и чину нашей природы, то отсюда неизбежно следует, что неизреченное сие зачатие превосходило законы человеческого естества.

Для внутриутробного развития плода, человеческой природе необходимо пройти множество стадий развития: от зачатия до рождения. Зачатие же Господа от девственных кровей Богородицы было превыше этих естественных для человеческой природы последовательных стадий. Поскольку, как говорят многие богословствующие Отцы, всё совершилось сразу. Одновременно и ипостасное соединение и восприятие (плоти), и состав, и зачатие, и формирование, и обожение. Посему Иоанн Дамаскин произносит следующее утверждение: «Одновременно (с тем, как образовалась) плоть, она (была уже) плотью Бога Слова» (Точное изложение православной веры, Книга 3, Глава 2 (46) О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении).

И Софроний Иерусалимский, восхваляя праздник сей, говорит следующее: «Ибо одновременно (с тем, как образовалась) плоть одушевлённая и разумная, она (была уже) плотью Бога Слова. Потому что в Нём она (плоть Его) приобрела ипостась (то есть бытие) и до сочетания с Ним она не существовала. Она никогда не была прежде плотью кого-нибудь другого от подобных нам людей и после соединилась бы Богу Слову. Но плоть одушевлённая и разумная в Нём обрела своё существование, стала одновременно плотью Бога Слова одушевлённой и разумной, взятая от девственных и пречистых кровей Пречистой Девы» (Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).

Так Василий Великий, изъясняя евангельское изречение: Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1:20), сказал следующее: «Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не «зачатое» (то есть ещё не сформированное), но «родившееся» (то есть полностью развитое и сформированное)» (Гомилия на Святое Рождество Христово). То же самое повторяет и Иоанн Дамаскин: «При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился» (Точное изложение православной веры, Книга 3, Глава 2 (46) О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении).

Так возникает некое противоречие и недоумение между Василием Великим и блаженным Феофилактом. Поскольку Феофилакт, изъясняя слово архангела Гавриила к Деве «Посему и рождаемое тобой Святое» (Лк. 1:35), говорит следующее: «То есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде» (Толкование на Евангелие от Луки).

Также Златоречивый Иоанн говорит то же самое следующими словами: «И делается человеком. Как делается? Зачинается в утробе, растет мало помалу и проходит путь моего возрастания. Кто возрастает? Домостроительствующий, а не самое Божество, образ раба, а не лицо Господа, моя плоть, а не Его сущность; Он возрастает мало помалу и общается с людьми.» (Беседа когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен).

Но противоречие это разрешается, как я полагаю, если представим, что хотя все органы тела Богоипостасного младенца были сформированы сразу в утробе Девы, как и говорит Василий Великий, но не сразу эти сформированные органы выросли и стали совершенны, как у девятимесячного младенца. Ведь если б это было так, тогда тотчас бы округлился и живот Девы, и, соответственно, сразу бы родился младенец. А это вещь непристойная. Итак, понемногу возрастали уже сформированные органы младенца, до тех пор, пока младенец не достиг девяти месяцев и родился, как говорит блаженный Феофилакт и другие.