«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Этот тропарь произносится от лица Ангела к Деве, и взят он из Евангелия от Луки. Ибо когда Дева вопрошала о способе зачатия Божественного Слова, то Архангел Гавриил сказал Ей: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35).

Так, песнотворец говорит следующее: «Ты, Приснодева Мариам, ищешь и желаешь от меня узнать, каким способом произойдёт в Тебе зачатие Единородного Сына и Слова Отчего. Но знай, однако, что способ зачатия Твоего несказуем и невозможно его объяснить ни человеческими языками, ни ангельскими. Но Дух Святой, осеняющий Тебя, и покрывающий Тебя со всех сторон и окружающий, созидающей силою Своей, задействует в Тебе зачатие, то есть сделает так, чтобы Ты зачала Сына Божия во утробе Своей».

И хотя песнотворец был вынужден изменить приведённые выше евангельские слова соответственно гласу тропаря, но толкование этого тропаря всё же таково, как говорит блаженный Феофилакт: «Дух Святый найдёт на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. И сила Всевышнего осенит Тебя, то есть Сын Божий, ибо Христос, по словам апостола Павла, есть сила Божия (1 Кор. 1:24). Он покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит осенить».

Как говорит Иоанн Дамаскин: «Действительно, после того, как Святая Дева выразила своё согласие, по слову Господню, возвещённому Ангелом, сошёл на неё Дух Святый, очистил её и даровал ей силу как принять в себя Божество Слова, так и родить. Тогда осенил её, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога» (Точное изложение православной веры, книга третья, глава вторая).

А Григорий Палама говорит так: «Ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дево. Дух же Святый, в Свою очередь, сойдёт на Тебя, чрез более возвышенное прибавление освящения, устрояя и предуготовляя в Тебе Божие действие, и сила Вышняго осенит Тебя, подкрепляя Тебя и вместе – осенением и соприкосновением сама в Тебе создавая человеческое естество» (Омилия 14 На Благовещение).

Как же понимать то, что Дух Святой созидательной силой соделывает зачатие в Деве? Послушай внимательно, так как здесь очень глубокий смысл.

Святитель Василий Великий, изъясняя слово, сказанное ангелом обручнику Иосифу Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мф. 1:20), говорит следующее: «Когда говорится, что кто-то есть от кого-то, этим указывается на то, что этот кто-то происходит от кого-то либо созидательно (как к примеру, Един Бог Отец, из Негоже вся (1 Кор. 8:6), так как всё было созидательно сотворено Богом Его сущностью, Его силой и Его энергией), либо через рождение (как Сын рождён от Отца по сказанному: Из чрева прежде денницы родих тя (Пс. 109, 3); добавь здесь также через исхождение, как Дух Святой исходит от Своего Отца), либо по естеству, как наши действия совершаются нами самими, или как солнечное сияние происходит от самого солнца, или, если говорить ещё яснее, как действие от самого совершающего это действие; ибо всякое действие божественное происходит от Бога».

Далее Святой Василий обобщает и говорит, что плоть Господа в Деве была сотворена созидательным действием Святого Духа, а не через рождение и не по действованию естества: «Если надмирное тело Христово есть от Духа Святого, то оно не может быть от Него рождённым, поскольку Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух (Ин. 3:6). Также оно не может быть действованием Святого Духа, поскольку в простом и бестелесном естестве действование принимает точно такой же характерный для этой сущности признак (то есть нетварность и совечность). А значит остаётся заключить, что фраза от Духа указывает на то, что тело Христово является творением Духа Святого». (Слово пятое против Евномия).

Итак, созидательным действием сотворил Дух Святой богоипостасное тело Владыки нашего Господа, как в прочем и всё, что было сотворено. А не по естественному порядку вещей, как от семени рождаются тела человеческие от одного поколения к другому.

Какой же отсюда мы сделаем вывод?

Поскольку же действование, направленное на внешнее (творение), является, по общему мнению всех богословствующих, единым действованием Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, то значит и плоть Владыки нашего Господа была создана и сотворена из пречистых кровей Девы не только Духом Святым, но и Отцом и Сыном, то есть всей Святой Троицей. Отец благоволил воплощение Сына Своего, Сын же исполнил своё воплощение, Дух же Святой завершил его.

Заметь, что и Архангел Гавриил, благовествуя зачатие Богородицы, также явил всю Святую Троицу, Вышним называя Отца, Силою – Сына, Духом же – Духа Святого, как это изъясняет Феофилакт. Блаженный же Августин в пятом параграфе второй книги о Троице говорит следующее: «Зачатие и деторождение Марии было действием Святой Троицы, Которая созидает и всякое творение созидается» (В третьем слове на Благовещение Иосифа Вриенния, начало которого «Царица Ангелов»).

Итак, поскольку первого человека, Адама, Святая Троица общим советом создала из адама, то есть из девственной земли (что и означает имя Адам по-еврейски), так и нового Адама сотворила из земли Девственной, то есть из девственной утробы Богородицы. И посредством нового Адама Троица Святая совершила воссоздание Адама падшего.

Поскольку же зачатие Девы совершилось зиждительно, то есть созидающей силой Святого Духа, или, точнее сказать, созидающей силой всей Троицы Святой, как мы уже об этом говорили, а не посредством семени, то есть не по естественному порядку и чину нашей природы, то отсюда неизбежно следует, что неизреченное сие зачатие превосходило законы человеческого естества.