«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Толкование

Ангел: О, Владычице, я, радуясь, вопию Тебе: приклони божественное ухо Твое и обрати внимание на мои странные и спасительные слова приветствия. Я возвещаю Тебе зачатие Бога Слова без семени. Ибо Ты, о Дево Всечистая, обрела такую великую благодать от Бога, которую никакая другая из святых и праведных жён никогда не обретала.

Ангел просит приклонить ухо к нему, чтобы показать величие Девы и Ее большее перед ним самим достоинство. Как рабы, желая сказать что-либо своим хозяевам и, не дерзая приблизиться к ним, просят своих хозяев приклонить ухо, так и Архангел Гавриил, видя Деву выше по достоинству, чем он сам, просит Ее приклонить ухо и услышать его.

Архангел Гавриил возвещает Пречистой Деве зачатие Бога Слова без семени и без страстного наслаждения. Таково бо должно быть зачатие Слова Божия, превыше всякого страстного наслаждения. Поскольку Сын Божий, Христос, воплотившись, воспринял в Свою ипостась чистое и новое естество Адама, каковым оно и было до грехопадения.

«Потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новым Человеком, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; … Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас» (Святитель Григорий Палама, Беседа XIV на Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии).

Поскольку зачатие было без семени и без страстного удовольствия, то и рождество было нетленно и безболезненно. Потому что одно следует за другим. И там, где в зачатии предшествует удовольствие, то и в рождестве последует болезнь.

Далее, песнотворец приводит слово, сказанное Архангелом Деве: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; (Лк. 1:30).

«Ты, о Дева, – говорит песнотворец, – такую большую и великую благодать обрела у Бога, которую ни одна из святых и праведных жён никогда от века ни обретала, ни Сарра, ни Ревекка, ни Лия, ни Рахиль, ни Асенефа, ни Анна, ни Сусанна».

Так в согласии с этим божественный Софроний Иерусалимский, светло торжествуя праздник сей, в своём слове сказал следующее: «Не бойся, Мариам: обрете бо благодать от Бога, негибнущую; Ты обрела у Бога благодать преславную; Ты обрела у Бога благодать вожделенную; Ты обрела у Бога благодать пресветлую; Ты обрела у Бога благодать спасительную; Ты обрела у Бога благодать не оскудевающую; Ты обрела у Бога благодать незыблемую; Ты обрела у Бога благодать непобедимую; Ты обрела у Бога благодать вечную.

И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто из них не был до такой степени исполнен благодати, как — Ты; никто не был настолько полон божества, как — Ты; никто не был так украшен святостью, как — Ты; никто не был так возвеличен, как — Ты, никто не был так предочищен, как — Ты; никто не был так осиян светом, как — Ты; никто не был так озарен, как — Ты; никто так не возвысился, как — Ты. Потому что никто так не приблизился к Богу, как — Ты; и никто так не обогатился Божиими дарами, как — Ты; никто не получил столько благодати от Бога, как — Ты. Все прекрасное, что когда-либо было достигнуто людьми, Ты превзошла; все дарования, данныя от Бога кому-либо Ты превозвысела;»

Песнь 1. Тропарь 3.

Богородица рече: Да разумею, ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси? Глаголи явственнейше. Како зачну Дева сущи Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?

Толкование

Богородица же отвечает Ангелу: «О, Ангеле, дай мне познать силу, то есть истину твоих слов, и скажи мне яснее, как может произойти то, о чём ты мне говоришь? Как я могу зачать Сына, если я Дева и мужа никогда не знала? И что ещё более странное, как я могу стать Матерью не просто какого-нибудь создания, но Самого Создателя моего и Творца всего мира?»