«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Под словом денница подразумевается, по мнению Птохопродрома, не только солнце и перед солнцем восходящая (утренняя) звезда Афродиты (то есть планета Венеры), но и высший из Ангелов, которого прежде за его светлость называли Люцифером (то есть светоносным), но ставшего в последствии из-за своей гордыни тьмой. Поэтому «прежде денницы» означает, что Сын родился от Отца прежде всякого творения, видимого же и невидимого. И потому Феодорит и Севир «прежде денницы» понимали как «прежде веков». По словам же Афанасия Великого, «прежде денницы» указывает на то, что способ Рождества Сына находится в безвестности и непостижимости и сокрыто в глубокой тьме, то есть оно полностью невидимо и непостижимо .

Далее же песнопевец, взирая на крайнее смирение Воплотившегося, говорит, что Тот, Который держит вожжи и бразды правления над небесными и пречистыми силами и владычествует над ними и управляет ими как некими конями или ослами (поскольку пророк Захария видел ангелов небесных как рыжих коней (1, 8)), возлежит ныне в яслях бессловесных животных. К тому же Его повивают простыми пеленами, и Он через многократное повивание этими пеленами разрешает многоплетённые узы и цепи прегрешений человеческих. Ибо грехи называются узами и цепями по слову составителя Притч: в узах греха своего он содержится (Притч. 5, 22).

ТОЛКОВАНИЕ НА КАНОН БЛАГОВЕЩАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(перевод с греческого)

Песнь 1. Тропарь 2.

Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое, и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.

Толкование

Ангел: О, Владычице, я, радуясь, вопию Тебе: приклони божественное ухо Твое и обрати внимание на мои странные и спасительные слова приветствия. Я возвещаю Тебе зачатие Бога Слова без семени. Ибо Ты, о Дево Всечистая, обрела такую великую благодать от Бога, которую никакая другая из святых и праведных жён никогда не обретала.

Ангел просит приклонить ухо к нему, чтобы показать величие Девы и Ее большее перед ним самим достоинство. Как рабы, желая сказать что-либо своим хозяевам и, не дерзая приблизиться к ним, просят своих хозяев приклонить ухо, так и Архангел Гавриил, видя Деву выше по достоинству, чем он сам, просит Ее приклонить ухо и услышать его.

Архангел Гавриил возвещает Пречистой Деве зачатие Бога Слова без семени и без страстного наслаждения. Таково бо должно быть зачатие Слова Божия, превыше всякого страстного наслаждения. Поскольку Сын Божий, Христос, воплотившись, воспринял в Свою ипостась чистое и новое естество Адама, каковым оно и было до грехопадения.

«Потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новым Человеком, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; … Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас» (Святитель Григорий Палама, Беседа XIV на Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии).

Поскольку зачатие было без семени и без страстного удовольствия, то и рождество было нетленно и безболезненно. Потому что одно следует за другим. И там, где в зачатии предшествует удовольствие, то и в рождестве последует болезнь.

Далее, песнотворец приводит слово, сказанное Архангелом Деве: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; (Лк. 1:30).