«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Ты, о Дева, – говорит песнотворец, – такую большую и великую благодать обрела у Бога, которую ни одна из святых и праведных жён никогда от века ни обретала, ни Сарра, ни Ревекка, ни Лия, ни Рахиль, ни Асенефа, ни Анна, ни Сусанна».

Так в согласии с этим божественный Софроний Иерусалимский, светло торжествуя праздник сей, в своём слове сказал следующее: «Не бойся, Мариам: обрете бо благодать от Бога, негибнущую; Ты обрела у Бога благодать преславную; Ты обрела у Бога благодать вожделенную; Ты обрела у Бога благодать пресветлую; Ты обрела у Бога благодать спасительную; Ты обрела у Бога благодать не оскудевающую; Ты обрела у Бога благодать незыблемую; Ты обрела у Бога благодать непобедимую; Ты обрела у Бога благодать вечную.

И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто из них не был до такой степени исполнен благодати, как — Ты; никто не был настолько полон божества, как — Ты; никто не был так украшен святостью, как — Ты; никто не был так возвеличен, как — Ты, никто не был так предочищен, как — Ты; никто не был так осиян светом, как — Ты; никто не был так озарен, как — Ты; никто так не возвысился, как — Ты. Потому что никто так не приблизился к Богу, как — Ты; и никто так не обогатился Божиими дарами, как — Ты; никто не получил столько благодати от Бога, как — Ты. Все прекрасное, что когда-либо было достигнуто людьми, Ты превзошла; все дарования, данныя от Бога кому-либо Ты превозвысела;»

Песнь 1. Тропарь 3.

Богородица рече: Да разумею, ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси? Глаголи явственнейше. Како зачну Дева сущи Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?

Толкование

Богородица же отвечает Ангелу: «О, Ангеле, дай мне познать силу, то есть истину твоих слов, и скажи мне яснее, как может произойти то, о чём ты мне говоришь? Как я могу зачать Сына, если я Дева и мужа никогда не знала? И что ещё более странное, как я могу стать Матерью не просто какого-нибудь создания, но Самого Создателя моего и Творца всего мира?»

Эти слова Богородицы песнотворец заимствует из Евангелия от Луки: Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1:34). Сказала же Дева так, не потому, что она не поверила словам Ангела, но потому, что она, будучи мудрой и разумной, желала узнать способ сего события, как изъясняет это священный Феофилакт. Поскольку ранее такого подобного чуда никогда не происходило, да и после сего никогда более не случится. Поэтому и Ангел не осуждает Её, как осудил Захарию, наказав его молчанием, но только объясняет Ей способ такого зачатия.

Григорий Нисский в похвальном слове на праздник говорит следующее: «Как будет мне это, когда я мужа не знаю? Иосиф обручник мой, но не муж. Сочетание в браке достигло лишь обручения. Как же без брака зачатие мне будет возможно? Как же без сеятеля я плод возрастить сумею? Разве на мне первой порядок в природе меняется? Или меня ради первой закон естества изменяется? Только ради меня одной необычный путь деторождения обретается? Ради меня одной древний способ рождения обновляется? Дай мне яснее понять слов твоих тайну, о Ангеле. Ты расскажи мне о способе, того, что тобой изглаголано. Ты объясни мне силу доброго твоего благовеста. Направь меня к разумению странного сего рождения, чтобы узнать хоть немного мне то таинство, которое мною будет рождено. И узнать мне, как невозможное сделается возможным. Узнать, как неосуществимое некоем образом осуществляется, и как недостижимое может стать достижимым. Услышать, как новое что-то и большее благодатью в естество наше вносится, или понять, как естество наше человеческое благодати служит божественной» (Вероятно, здесь вкралась ошибка, поскольку данное слово принадлежит Иоанну Златоусту).

Также Златоречивый Иоанн говорит следующее изящные слова: «Не требуй, говорит он, естественного порядка, когда это событие сверхъестественное; не думай о браке и болезнях рождения, когда этот способ рождения выше брака. Как будет это, говорит она, когда Я мужа не знаю?

Но потому и будет это, что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу; таким образом, почему ты не веришь, потому самому и веруй; не удостоилась бы ты послужить этому делу не потому, чтобы брак был зло, но потому, что девство лучше» (Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам, Том 3, книга первая, беседа 32).

Песнь 3. Тропарь 2.

Ангел возопи: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть, Дух же Святый зиждительною силою осенив Тя совершит.

Толкование