KLHMENTOS

Христос как шесть и восемь

(3) Господь [и три его ученика] вчетвером поднялись на гору. Преобразившись, он стал шестью, осветившись со всех [шести] сторон лучами света, обнажая свою истинную силу, видимую тем избранным, чьи глаза в силах выдержать ее сияние. Седьмым был голос, возвестивший, что это есть сын Божий, и поверившие в него обретают покой [восемь].

Рожденный во плоти, он проявил себя как знак числа шесть, в действительности являясь числом восемь, Богом, силою облаченный в плоть.323 Перед людьми он выступал как человек, скрывая свою настоящую сущность. (4) Так и число шесть занимает положенное ему место в числовом ряде, (141, 1) однако буквенное его обозначение, хотя и существует, в алфавите отсутствует. (2) По каким-то причинам этот знак не включен в алфавит и шестая по счету буква обозначает семь (z /), а седьмая – восемь (h/).324 (3) человек создан на шестой день, и верный этому знаку (to? tw=? e)pish/mw? pisto/j) обретает покой. (4) Шестой час играет особую роль и при осуществлении замысла (oi)konomi/a) спасения325, поскольку именно в этот час человек достигает совершенства.

(5) Семь находится между числами шесть и восемь и образуется из шести единичных интервалов. (6) Следующие слова также указывают на то, что семь славит восемь: «Небеса возвещают небесам о славе.»326 Звук нашего голоса – чувственный образ этих буквенных обозначений.

Творение мира cum tempore

(7) Но ведь и сам Господь называется «Альфа и Омега, начало и конец», «через него все возникло и без него не возникло ничего».327

Покой (a)na/pausij) Бога, вопреки мнению некоторых, не означает, что он отдыхает от своих трудов. Ведь будучи Благим, он не может прекратить творить добро, поэтому так думать неблагочестиво. (142, 1) Покой (katapepauke/nai) этот означает, что определенный и неизменный порядок устанавливается на вечные времена, и все творение из древнего беспорядка переходит и «останавливается» в определенном порядке. (2) Последовательность дней творения имеет глубокий смысл, показывая значение каждой отдельной вещи. Ведь хотя все мироздание и возникло сразу, определяемое единым замыслом, не все в нем имеет одинаково важное значение. Вещи не возникали по мере произнесения слов демиургом, но получили свое начало сразу. (3) Нечто должно быть названо первоначалом, из которого происходит все остальное. Однако следует помнить, что в действительности все возникло из единой природы и движимое единой силой. Ведь замысел Бога един и самотождественен (e)n mia=? tau)to/thti). (4) Как же творение могло происходить во времени, если и само время возникло вместе с остальным сущим?

Число семь

(143, 1) Весь космос, животный и растительный мир находятся в согласии с семеричным циклом. Существует семь сил – перворожденных архотнов-ангелов. Ученые говорят, что семь планет обращаются вокруг земли, а халдеи учат, что человеческая жизнь определяется космической симпатией, и они уверяют, что зная эти законы они могут предсказать будущее. Но ведь и созвездие Плеяд состоит из семи звезд, как и созвездие Медведей, столь важное для определения круга сельскохозяйственных работ и мореплавания. (2) Луна изменяет свою форму каждые семь дней. Первую неделю она видна наполовину, на вторую неделю наступает полнолуние, на третью неделю она снова убывает до половины, а на четвертую – исчезает полностью. (3) Математик Селевк утверждает, что Луна имеет семь фаз. Прибывая она сначала приобретает «форму месяца» (mhnoeidh/j), затем становится половиной круга, а после этого полной Луной. Убывая она проходит через такие же фазы: половинную и четверть.

(144, 1) На семитонном форминксе исполним новые гимны, –

говорит небезызвестный поэт,328 напоминая нам, что древняя лира была семиструнной. (2) Семь органов, отвечающих за чувственное восприятие, расположены на нашей голове: два глаза, два уха, две ноздри и рот. (3) Но и Солон в Элегиях говорит, что периоды человеческой жизни измеряются седмицами: