Ратовал за активность мирян (И.Н. Афанасьев). Разрабатывал католическую доктрину экуменизма. (“900 лет ... Заметки о восточной схизме” и др.)

1) Отвергает протестансткую доктрину экуменизма (не одна из конфессий не является непогрешимой и хранительницей полноты истины — реальной возможности не допускает (для него единственной хранительницей истины является РКЦ).

2) При этом признает, что ... католичества после 1054 года сильно затруднила дело воссоединения: там утвердился централизации в таких формах, которые были неизвестны в древности.

3) Считал, что католическое богословие замкнулось в схоластике и приобрело однобокую полемическую направленность.

4) Допускает вне РКЦ наличие “некоторых элементов церковности”. православные Поместные Церкви в каком-то смысле могут быть названы Церквями, но не составляют Церкви в прямом смысле слова.

5) Само “соединение Церквей” могло быть допущено только при правильном его понимании. Правильно было бы говорить об интеграции отдельных церквей.

Начал издание серии трудов современных католических богословов по вопросам экклезиологии (1-й том его собственная книга “Разъединенные христиане”).

Ганс Урс фон Балтасар (1905 — ...). Швейцарский католический богослов и философ. Патрологические работы — “Величие” (богословие эстетики); “Жена Слова” (по вопросам экклезиологии); “Космическая Литургия” (исследование трудов преподобного Максима Исповедника).

кардинал Йозеф Ратцингер (р. 1927). Немец. Возглавляет Конгрегацию по вопросам вероучения. Специалист по экклесиологии. Готовит папские энциклики. Католический традиционалист. В богословии отходит от решений II Ватиканского собора.

Ганс Кюнг (р. 1928). Немец. Учился в Папском Григорианском университете в Риме. Самое известное и скандальное его произведение — “Церковь” (несколько редакций). В этом сочинении выступает против многих традиций РКЦ, в том числе и экклезиологию (именует ее иерархиологией).

Развивал идею II Ватиканского собора о том, что “единая, святая и апостольская Церковь находится в РКЦ” ( а не “является РКЦ” — добавляет Кюнг; нет полного слияния Вселенской Церкви и РКЦ). Придает особое значение харизматической церковности. Критика юридизма и клерикализма. Констатирует огромное удаление РКЦ от первоначальной Церкви.

Критика соборности (“Церковь — это порядок в свободе”, почти по Хомякову). Высказывает ряд положений к умалению не только церковных институтов, но и роли церковности вообще. “Церковь — вещь преходящая, ее нельзя отождествить с Царством Божиим. Сравнение с Телом Христовым не выражает ее существа. Она не может рассматриваться как продолжение Воплощения. Выступал против непогрешимости Церкви, апостольского приемства (считал это служение исключительным и потому без приемства). Авторитет папы не зиждется на приемстве, и неважно, может ли нынешний папа доказать законности своей родословной. Важно чтобы папа смог доказать свое приемство апостолу Петру по духу. Папа должен отказаться от своей автократии и избираться собором епископов, а не только кардиналов.

Основная работа — “Непогрешимый”.

Сомневается в существовании такого органа, о котором можно с уверенностью сказать, что он всегда изрекает истину. Он предпочитает говорить о неоскудеваемости и нерушимости Церкви (ошибки учительства РКЦ были многочисленными и часто серьезными).

Из-за его взглядов сначала от него отмеживались епископы Германии, Италии; потом Вероучительная конгрегация вызвала его в Рим. В результате был лешен лицензии не учить от лица Рима.

Тюбингенский университет, где он преподавал, создал для него специальную кафедру.

Л И Т Е Р А Т У Р А.