Ганс Урс фон Балтасар (1905 — ...). Швейцарский католический богослов и философ. Патрологические работы — “Величие” (богословие эстетики); “Жена Слова” (по вопросам экклезиологии); “Космическая Литургия” (исследование трудов преподобного Максима Исповедника).

кардинал Йозеф Ратцингер (р. 1927). Немец. Возглавляет Конгрегацию по вопросам вероучения. Специалист по экклесиологии. Готовит папские энциклики. Католический традиционалист. В богословии отходит от решений II Ватиканского собора.

Ганс Кюнг (р. 1928). Немец. Учился в Папском Григорианском университете в Риме. Самое известное и скандальное его произведение — “Церковь” (несколько редакций). В этом сочинении выступает против многих традиций РКЦ, в том числе и экклезиологию (именует ее иерархиологией).

Развивал идею II Ватиканского собора о том, что “единая, святая и апостольская Церковь находится в РКЦ” ( а не “является РКЦ” — добавляет Кюнг; нет полного слияния Вселенской Церкви и РКЦ). Придает особое значение харизматической церковности. Критика юридизма и клерикализма. Констатирует огромное удаление РКЦ от первоначальной Церкви.

Критика соборности (“Церковь — это порядок в свободе”, почти по Хомякову). Высказывает ряд положений к умалению не только церковных институтов, но и роли церковности вообще. “Церковь — вещь преходящая, ее нельзя отождествить с Царством Божиим. Сравнение с Телом Христовым не выражает ее существа. Она не может рассматриваться как продолжение Воплощения. Выступал против непогрешимости Церкви, апостольского приемства (считал это служение исключительным и потому без приемства). Авторитет папы не зиждется на приемстве, и неважно, может ли нынешний папа доказать законности своей родословной. Важно чтобы папа смог доказать свое приемство апостолу Петру по духу. Папа должен отказаться от своей автократии и избираться собором епископов, а не только кардиналов.

Основная работа — “Непогрешимый”.

Сомневается в существовании такого органа, о котором можно с уверенностью сказать, что он всегда изрекает истину. Он предпочитает говорить о неоскудеваемости и нерушимости Церкви (ошибки учительства РКЦ были многочисленными и часто серьезными).

Из-за его взглядов сначала от него отмеживались епископы Германии, Италии; потом Вероучительная конгрегация вызвала его в Рим. В результате был лешен лицензии не учить от лица Рима.

Тюбингенский университет, где он преподавал, создал для него специальную кафедру.

Л И Т Е Р А Т У Р А.

1. Филарет (Вахромеев), архим. "Лекции по курсу западного исповедания для III курса СЗО".

2. Успенский Евграф "Руководство по обличительному богословию". — С-Пб., 1916.

3. Николай Арсеньев "Православное и западное христианство". - Варшава, 1929. (католическая экклезиология и нравственное учение РКЦ).

4. Робертсон и Герцог "История христианской церкви" под ред. А.П.Лопухина в 2-х томах.

5. Болотов В.В. "История древней церкви", т.3 (развитие папства от патриархата).

6. Предтеченский С. "Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до VIII столетия".