Andrey Vyacheslavovich Kuraev

Мечи, - да страшатся враги! -

К Тебе притекаем, Боже!

Господи, помоги!

Воинств Небесных Владыко!

Суди не по нашим делам:

Мы в неразумии диком,

Творили неистово срам,

Но каемся и умоляем:

Рабов беззаконных прости!

На милость Твою уповаем:

Дай силы на смерть идти.

А тот, из среды нашей воин,

Что Истиной не просвещен,

Тобою дарованной, молим:

Да будет и он прощен.

Веры его неправой,

Господи, в грех не вмени,

Но, если вернемся со славой,

Вину его нам помяни.

От поисков суетной чести,

О, сущий на небеси,

И от необузданной мести

И страсти иной упаси.

И нас укрепи, недостойных,

Дабы сраженный в борьбе

Без судорог беспокойных

Сумел отойти к Тебе.

Владычица преблагая,

Да не оставиши нас,

Смиренно к тебе прибегаем

В страшный и смертный час.

Прощается грешному много

Молитвой твоей пресвятой,

Когда возвращается к Богу

Душа из юдоли земной.

..Подходит воинство вражье.

..Близится смертный бой.

Даруй победу нам, Блаже! -

Отцы побеждали Тобой.

Сиянием знамений чудных

Не Ты ли мир просветил?

День наступает Судный.

Услыши нас, Боже Сил.

Христианин в бою не остается один на один с противником. Есть еще и третья сила – Бог. Он не то что над полем битвы; Он – над ее временем. Он – в Вечности. И там, в Его просторах, бой, проигранный у деревни Крюково, может обернуться победой. Да и здесь, на земле, Его Промысл может послать нам помощь с такой стороны, от которой ее ну никак не ожидали.

В конце концов, так уже однажды было с христианами: “Знал бы Ирод, что чем он сильней, Тем верней, неизбежнее чудо”(И. Бродский).

Впрочем, рассуждениями на апокалиптическую тему я всего лишь пробую пояснить свою убежденность, что за теософией и оккультизмом (пусть даже в иных формах и с иными самоназваниями) — будущее. Другое дело, что я придерживаюсь той же позиции, что и профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Михаил, который, в годы Первой мировой войны обращаясь к материалистам и атеистам в своей публичной лекции, говорил: “Вы победите, но после всех победителей победит Христос”.

Или, как о том же сказал Анри де Любак: “Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней”127. Кстати, греческое слово ???????? (которое в русский язык вошло как – “мученик”) буквально значит “свидетель”, ибо именно так – “свидетелями” – называли в древней Церкви людей, принимавших смерть за свою веру.

Здесь - очень важная сторона христианского сопротивления антихристу. Здесь - ответ на вопрос о том, какими средствами мы можем противиться апокалиптическому “зверю”.

13 глава Апокалипсиса говорит о двух “зверях”: один выходит из моря, другой из земли (см.: Откр. 13, 1–18). Протоиерей Сергий Булгаков полагает, что первый выходит из Римской империи (Средиземноморье), а второй – из Азии. Совмещая эти два символа вместе, можно сказать, что антихрист обладает и западным, римским умением административного контроля и организации общества, и знанием восточного оккультизма128. Эта его мысль может найти свое подтверждение в тех пророчествах ламаизма, которые увязывают всемирное торжество ламаизма с появлением таши-ламы Панчен Римпоче (“Великое Сокровище Мудрости”). Это “Сокровище” должно воплотиться “в стране иноземцев и, появившись как великий победитель, разрушит своей могущественной рукой все ошибки и все невежество веков”129. Так что не только Булгакову приходила мысль о том, что реставратор язычества в Европе должен черпать свое вдохновение из глубин Азии.